Тест-обзор AIKO CALISTO и AIKO RAMIRO.

Рыбалка в Анапе

или

Статья написана участником Детской Рыболовной Школы ФИОН Минаевым Иваном.

Эта рыбалка планировалась еще с прошлого года, так как в Анапе я уже был и знал, что рыбалка там действительно хорошая. В этот раз собирался уже с учетом ошибок прошлого года. Рыбалка проходила 3 недели - с 16 апреля по 6 мая. Изначально рыбалка планировалась как чисто спиннинговая, но погода внесла свои коррективы... Обо всем по порядку.

Снасти. С собой в поездку я взял 3 комплекта снастей:

1)      Aiko Calisto 210 cm 1-16 g для ловли на дроп-шот, джиг и прочие легкие оснастки.

2)      Aiko Ramiro 229 cm 0,6-7 g для микроджига, мелких воблерков и др.

3)      Китайский «телескоп» 240 см 30-60 г.

Первые проблемы начались еще в аэропорту. В тубусе у меня был только Калисто, а на Рамиро тубуса не хватило (телескоп затолкался в чемодан). Но в том году спиннинг в тубусе пустили в салон (Вылетали из Внуково), а в Домодедово заставили все 3 удилища сдать в багаж - у них видите ли безопасность :-). С Рамиро я уже было попрощался, но по прилету в аэропорт Витязево случилось чудо! Палки без тубуса не только не превратились в труху, но даже не треснули бланки и не погнулись кольца, чему я был несказанно рад :-)

Собственно рыбалка... От нашего санатория до каменистого пляжа было метров 100 по прямой, но конечно же приходилось идти в обход, но все равно не далеко. Первый рыболовный день не очень задался, по причине очень холодной погоды. Воздух +16 Вода +10 (при том, что в Москве было уже около 20). При такой холодной воде многие виды рыб еще не подошли к берегам и оставалось только ловить «местных» рыб, которые не отходят от берегов круглый год (собака, зеленуха). Пришли мы на берег в 20:00 и после нескольких забросов спиннингом выяснилось, что ерш (он же скорпена) еще не подошел к берегу. После этого решаю переключится на ловлю с поплавком на креветку. Первым трофеем оказалась... собака :-)

Собака — весьма противная рыбка, не имеющая чешуи, но обладающая очень поворотливой головой, сильной челюстью, мелкими и острыми зубами, что делает процесс снятия её с крючка весьма проблематичным и мало приятным. Крупная собака без проблем прокусывает палец до крови (проверено на себе :-) и при чем старается это сделать специально (не ждет пока вы положите ей палец в рот, а сама старается до него дотянуться). Самое противное — собака если кусанет, то челюсти не разжимает, а висит на руке, пока вы её не отцепите. Одним словом кровожадная рыбка :-). Через 1 час и 5 хвостов я понял, что надо переходить на скоростную ловлю зеленухи...

Зеленуха — не крупная прибрежная рыбка пасущаяся у берега среди камней огромными стаями по несколько сотен голов. Снасть для её ловли весьма проста: обычная короткая удочка с катушкой и леской 0,18-0,2 мм и крупным поплавком с толстой антенной (для лучшей видимости на волне). Крючок меньше №12 не советую - у зеленухи очень твердая губа, а глотает она глубоко, по этому снимать её с мелкого крючка нереально (можно конечно с помощью ножа и плоскогубцев разорвать бедолагу на мясо и вернуть мелкий крючок, но это не мой метод))). За вечер можно увидеть 100 поклевок, но 20% реализация поклевок не способствует высоким уловам. Не смотря на минимальное количество сходов, рыбы после поклевки до рук рыболова доходит очень мало так как зеленухи всем косяком очень умело и быстро обдирают креветку с крючка за менее чем 10 секунд (!!!) Если в течении 5 секунд после заброса снасти вы не увидели поклевки, то вероятность того, что на крючке еще есть наживка крайне мала!

Странный рыбак...Однажды на обеденной рыбалке я встретил на пирсе одного очень странного рыбака. Странным был даже не сам рыбак, а его снасть. Ловил он 2-х метровой телескопической удочкой с мотовилом вместо катушки и силиконовым кембриком на конце удилища вместо кивка! Понаблюдав за его действиями и распросив его о снасти, я понял, что все время ловил зеленуху неправильно... На следующий день я сбегал в магазин за тяжелой мормышкой, привесил её на Рамиро и ловил в тот день только в отвес. Рыба ловилась намного лучше из-за высокой реализации поклевок, появившейся в следствии улучшения чувствительности с монолитной вклееной вершинкой из стеклопластика на Рамиро. Игра мормышкой предельно проста: опускание на высоту 10 см от дна и если в течении нескольких секунд не следовала поклевка, то плавный подъем мормышки вверх на 30-40 см. Кстати она вырастает до 1 кг, но об этом позже.

Однажды вечером при скоростной ловле зеленухи случилась очень резкая поклевка, а ней последовало длительное (относительно) вываживание. Рыба билась на крючке изо всех сил и сдаваться не собиралась. Подтянув фрикцион я вытащил на причал рыбу очень похожую на нашего окуня, но серебристого цвета и с голубыми пунктирными линиями вдоль тела, темной спиной и черным пятнышком на боку...

Как мне объяснили местные, это был бобырь. Очень красивая и сильная рыбка с интересным строением губы (т. н. «хоботом» как у леща) не характерным для хищной рыбы. Бобыря местные считают самой вкусной черноморской рыбой, которую можно поймать с берега на поплавок. Ловят его обычно рано утром и поздно вечером.

О крупной зеленухе... где-то в середине отпуска вечером на галечном пляже я увидел, как у берега собралась небольшая толпа отдыхающих и что-то оживленно рассматривала и обсуждала. По среди этой толпы стоял мужик с удочкой, а прямо у берега приходила в себя отпущенная зеленуха размерос с ботинок! Я распросил рыбака о снасти и побежал за своими. Через несколько минут я вернулся со спиннингом Рамиро, привязал к плетёнке 30-ти сантиметровый поводок с крючком и зажал на поводке несколько свинцовых дробин. Насадив хвостик креветки я забросил всю эту оснастку метров на 20, натянул леску и стал ждать поклевку. В качестве пикера удилище показало себя очень хорошо. Редкие поклевки кончик отрабатывал на все 100. Но лежащая на дне приманка не очень хорошо провоцировала рыбу на атаку и я стал делать очень медленные потяжки удилищем в сторону. Результат не заставил себя долго ждать...

Но этому экземпляры было еще далеко до размеров ботинка... Сместившись чуть правее по пляжу, я уселся на бетонные ступеньки и снова стал пытыться поймать крупную зеленуху. Спустя некоторой время на брег с ожесточенным сопротивлением был выволочен очередной экземпляр «зелени»...

Хорошо. Но всё равно не то. Так и не поймав «рыбу своей мечты» я отправился в номер готовить снасти для завтрашней рыбалки.

После завтрака я решил еще раз попытать счастья в ловле здоровенной зелени. После поимки нескольких мелких собак, бычков и зеленушек случилась осторожная и неуверенная поклевочка (сначала подумал на мелочевку). Дождавшись более-менее уверенную потяжку я подсек и по громкому треска фрикциона понял, что гигант уже на подходе. Через несколько минут упорнейшей борьбы с трофеем у меня в руках оказывается вот это...

«Зеленуха ЗДАРАВЕННАЯ!!!» - Вырвалось из меня. В пылу борьбы я даже не услышал треска ломающейся вклейки на Рамиро...

… а когда я уже заметил это, зеленуха уже медленно переберая плавниками, уплвала восвояси. Сбегав в магазин за супер-клеем и скотчем я на коленке реанимировал кончик и продолжил рыбалку.

Про ерша... В тот день мне попал в руки журнал «Рыбачте с нами» за май 2012, в котором была напечатана статья Константина Кудинова о дроп-шоте. Прочитав о точечной ловле на дроп-шот я решил тем-же вечером это попробовать. Весь прошлый год я ловил ерша на дроп-шот, но использовал его для ловли «по площадям» вместо точечной ловли. Так вот о точечной ловле я вечером конечно забыл, отвлекаясь на ловлю зеленухи, а вспомнил уже когда было пора сматывать удочки. Но перед уходом с пирса, я все-таки подбросил оснастку с 4-х дюймовым двухвостым твистером под большой валун. Через 10 секунд точечной игры с длинными паузами и плавными подъемами, из под камня стал медленно выползать ерш... Место ловли я освещал налобным фонарем, но ерша это совершенно не смутило. Еще секунд 10 он наблюдал за твистером, медленно пошевеливая плавниками. а затем бросился на твистер и в одно мгновение твистер целиком оказался в пасти рыбы. Спустя секунду ерш уже позировал фотографу...

Пустячок, а приятно... Ерш после нескольких снимков отрпавился ждать настоящую добычу, а я готовится к завтрашней рыбалке в открытом море...

В море с яхты мы рыбачили еще в прошлом году, но тогда улов не сильно порадовал.  Распросив капитанов в порту я выяснил, что сейчас в море начался очень активный жор бобыря и мы решили сплавать. На яхте собралось 14 человек. Выплыли не далеко от порта (1-2 км). Глубина в месте ловли около 8 метров. Снасти выдавали такие: телескопическое удилище длиной ~2 метра или crocodile, самая дешевая катушка «cobra», грузило 50 граммов и 3 крючка на 10 сантиметровых поводках. На столик выложили по одной мороженой креветки из магазина. Я конечно-же со своими снастями, но оснастка та же (только полегче). После первых забросов стало ясно, что рыба есть, рыбы много, рыба активна. После первой поклевки чувствую знакомое сопротивление на леске. Первый маленький бобырик отправляется в общее ведро...

Поймав еще несколько штучек, снова поклевка, но очень старанная: длинная и какая-то очень сильная. Подняв немного над дном рыбу, понимаю, что сидит что-то серьезное....

Вот это прикол! 2 штуки сразу! После 2-х часов ловли у меня 26 штук (у остальных не больше 10). Ведро наполовину заполнено трепыхающимся серебром. Креветки конечно уже кончились и третий час мы плавали просто-так. На ерша в тот вечер я уже не пошел.

Последние ершовые вечера... Последние дни отпуска я полностью посвятил ловле ерша. Основных направления ловли было 3: точечная ловля на одном месте на крупную резину; активный поиск рыбы на дроп-шот по площадям; активная твичинговая ловля. Первое время я ловил ерша маленьком на каменистом мысу обложенным валунами. В развалах этих валунов и сидел ерш. Достать его от туда можно только дроп-шотом с тирольской палочкой вместо груза. Все остальные оснастки просто намертво клинятся в камнях.  Заброс более 10-ти метров практически не использовал. Рыба клевал активно у самых ног. Самое главное при ловле на резину — дать паузу после поклевки. Я обычно перед подсечкой выжидаю 4 секунды, но если чувствую редкие одиночные тычки, то паузу делаю длинней. На паузах после слабой поклевки полезно делать легкие рывочки, что бы рыба держа хвост твистера в зубах, чувствовала, что её жертва пытается освободиться. Так ерш (особенно мелкий) охотней зажевывает приманку...

При целенаправленной ловле ерша обязательным атрибутом рыбака становятся плоскогубцы или хирургический зажим. Особенно это актуально при ловле на мелкие воблеры, который извлечь из широченной пасти колючего (и ядовитого) ерша не наколов руку практически не возможно. Поклевки при ловле на воблеры фактически нет. Просто вы чувствуете тяжесть на леске, а потом рыба начинает дергаться в попытках освободиться от тройника.  Проводку воблера я делаю не спешную и с 3-х секундными паузами, но при активном поиске проводка может несколько ускорятся. После неудачной подсечки можно очень медленно, буквально по миллиметру прочесать место поклевки, что тоже иногда приносит результат.

В заключение о палках... Рамиро — хорошая палка для новичков, желающих освоить микроджиг. Также этим спиннингом неплохо получается твичить мелкие воблеры до 50 мм. С дальностью заброса все не так хорошо, но я думаю, что это решаемо самой тонкой «ниткой». Палка достаточно хрупкая и требует повышенной аккуратности. Не советую ходить со спиннингом в собранном состоянии и сильно натягивать леску, когда приманка зачемлена за хук-кипер на комле. Оценка 4.

Калисто намного менее хрупкий и вполне допускает силовой заброс с некоторым перегрузом (18 граммов + приманка) За счет средне-быстрого строя отлично отрабатывает все рывки даже «особо буйных» экземпляров и мелких москворецких «мотросиков». Кидучесть оставляет позади всех конкурентов в ценовом диапазоне до 2500 р. 15 граммов летит на 0.12 прошке за 45 метров. Единственный минус — тактильная сенсорика. На твердом дне начинаю чувствовать дно с 25-30 метров, но поклевки чувствуются и на бОльших дистанциях. Но это и не надо, т. к. основное назначение палки — дроп-шот, в котором чувствительность на дальних дистанциях ни к чему. Также неплохо работает с отводным поводком. Палка короткая и легкая. Рука за длительную рыбалку в паре с катушкой shimano catana 2500 не устает, но в чувствительности немного уступает более именитым собратьям. Оценка 5-.

В заключение о рыбалке в Анапе в целом. Если вы едете в такое прекрасное рыболовное место у моря как Анапа, не забудьте взять спиннинг. Без рыбы остаться очень тяжело :-) Я все время вел счет пойманных хвостов и к концу отпуска сбился на 250 штуках...

Специально для FION.RU Минаев Иван.