Рыбалка онлайн


Группы
изображение изображение изображение
изображение изображение
изображение изображение изображение
НОВОСТИ ВОДОЕМОВ:  
ПЛАТНЫЕ ПРУДЫ:     
изображение изображение изображение
изображение
Вход для рыболовов:
Логин:
Пароль:
Запомнить
Регистрация       Нас уже: 220407
изображение
изображение
изображение изображение изображение
изображение изображение изображение
изображение

Снасти и аксессуары для рыболовного туризма.

 

 

Рыболовный туризм: снасть, машина и другое.

 

Возможно, задуманный обзор несколько не «в формате темы»;  больше обзоров по конкретике - по типу или модели воблера, спиннингу или фидеру определенного класса, снасти для лова рыбы по видам и т.п.... Их ценность – в строгой и четкой направленности, в возможности непосредственно ознакомиться с конкретным, «живым» опытом на примере, прикинуть бюджет и самому попробовать.


В то же время, рыбалка, особенно - туристическая, или - точнее «экспедиционная» (если использовать термин из авто-туризма, где для поездок на «дальняк» с возможным «офф-роудом» используют так называемый «экспедиционный автомобиль», к которому предъявляются конкретные требования), с посещением большого числа разноплановых водоемов за сезон и ловом разными способами, разной рыбы в разных условиях) -  тоже довольно цельное занятие. Включающее довольно разноплановую амуницию и довольно разнообразную снасть. Можно подбирать снасть под конкретную рыбу или тип приманок - в этом есть высокая эстетика и определенное "гурманство", чему есть немало примеров в опубликованных обзорах.


Но, насколько я смог (хватило времени и не хватило лени) ознакомился с уже опубликованным - нет ни одного более-менее "комплексного", охватывающего нужды рыболова-любителя, интересующегося активным рыболовным туризмом в радиусе 500-2000 км. от места проживания и пользующего разнообразную снасть.

 

Трудно с «ориентирами», непонятно – что нужно, а что – нет, от какого бюджета отталкиваться и как разобраться в разнообразии предложений, отвечающих самым разнообразным требованиям. Ниже – попытка обобщения некоторого личного опыта (немного больше 30 лет, в том числе – не только в «любительском туризме» но и профессиональных экспедициях). Субъективного обобщения того, что я счел «разумным-достаточным» - возможно, это кому-то пригодится. Так как «путь у каждого свой», а «дорога в тысячу ли начинается с первого шага».


Итак, «что мы хотим?» или – «исходное» (цели и задачи):


- любительская рыбалка разными типами снастей (с результатом - не бывает, что "не клюет" - бывает, что не поймал: что-то и на что -то - КЛЮЕТ ВСЕГДА, это я усвоил еще много назад, уезжая «куда Макар телят не гонял», имея денег на бензин, две булки хлеба, снасть, палатку-снарягу, специи и «картошку-моркошку-лаврушку-луковку-перчик(много!)» для ухи" и пузырек спирта, «для себя, любимого».

- поездки планируем исходя из максимального «рассчитываю на себя» (и на семью), редко – очень небольшую компанию, интересующие места – не оборудованные, «бездорожные», по возможности – «дикие» (хотя этого все меньше в Европейской части России и ехать до них – все дальше),

- исходим и из того, что с годами ситуация сильно изменилась: если не ловить на платниках (никогда не стану - «охота на кабана в соседском свинарнике») и не «тусоваться» в толпе на «запрессованных» местах - актуально нормальное туристическое снаряжение и более-менее надежный транспорт.

Который отличается от «внедорожно-спортивного» (подготовленных «котлет») и деревенских «козликов», которыми пользуются накоротке «дом-речка-ремонт-дом» тем, что ходит по асфальту далеко и неплохо, позволяет залезть туда, куда не все – проедут и сам оттуда возвращается (не требуя ремонта. после каждой поездки).
- снасть и снаряга должна быть относительно недороги и качественны (мы ж - не эстеты и не гурманы, ездим сами, выпендриваться не перед кем, главное – чтоб «все работало»), 100% рабочей и не занимать места из серии «блондинка разбилась и умерла, скатившись со шмоток в гардеробе» - компактно, чтоб забросить в багажник машины в начале сезона - и откатать его весь с минимальным «освежением» (нет ничего более лютого и утомительного, чем загрузки-выгрузки, следующие при объезде областей и весей).

- все это - для сезона открытой воды: с весны (довольно ранней) – до осени (довольно поздней). Дело в том, что много лет не ловлю зимой (хотя раньше как-то «болел» налимом).


Как можно удовлетворить этим требованиям? Предлагаю свой путь - вполне уязвимый для критики по многим позициям, но опробованный годами и вполне устраивающий результатами.


Снаряга: одежда, палатка, «для лагеря».

 


Одежда: сейчас – однозначно, неплох комплект «мембраны» и термобелье, если будут выезды в межсезонье. Сменный комплект – обязательно, в остальном – без фанатизма (хотя чаще всего в многодневку все равно берешь – и привозишь что-то невостребованное). Хотя можно «по старинке» обойтись и ветровкой в сочетании с одеждой из ХБ и шерсти (к чему уже привык за годы), ватниками – но это не так удобно. И грех отвергать то, что дает нам прогресс (чай, при лучине уже не пишем?).

 

Для комфортной погоды можно обойтись без «экстрима», но учитывая специфику рыбалки (малоподвижность при многих типах лова) и разнообразие погодных условий (и суточных колебаний, в поездках на северные направления – очень ощутимых) целесообразны комплекты с запасом на 10-12 градусов ниже «планки» - например, для «неходового лова» (поплавок, фидер и т..) при лове в 10 градусов тепла – целесообразно надеть комплект на ноль – небольшой минус – особенно обувь – это будет совершенно оправдано. То же относится к спальникам – с учетом того, что чаще всего мы используем недорогие «любительские» палатки.

При выборе палатки неизбежны «ножницы» между комфортом, ценой и «всепогодностью». «Теплые» и с хорошей влаго-ветро-защитой палатки – только маленькие. Комфортные, для многодневных стоянок, с семьей – только большие.


«Крутые экспедиционные» (рассчитанные на суровые условия) палатки, по определению – малокомфортны и весьма дороги. Более-менее комфортабельные и недорогие палатки – кое-как держат среднестатистические осадки, обычно – имеют тамбур (он очень полезен, причем желательно такой, чтобы в нем можно было по-быстрому несложно готовить -  чаю вскипятить и покушать с минимальным комфортом – «погоды» разные бывают) -, стоят в пределах 5-7 тысяч за три-четыре места, но – слабы по тепло- и ветро- изоляции.

 

К палатке не стоит относиться как к долговременному приобретению – при интенсивной эксплуатации это почти «расходник». Менять приходится раз в несколько сезонов, так что особо мудрить с выбором «с прочными дугами» или «из лучшего материала» особого смысла нет – надо брать среднюю, добротную, избегая откровенно одноразового дерьма (которого на рынке предостаточно).

 

А на дугах и материале свет клином не сошелся – дуги как раз ремонтопригодны, а многое другое можно привести в негодность «миллион и одним способом».

Если есть собака – «миллион и двумя», Это когда собака выходит из палатки «сквозь стенки».

 

Что сделать правильно – купить навороченную или альпинистскую палатку на «все случаи жизни», купить несколько палаток – или «забить» и взять одну? Тут каждый решит сам, возможны варианты, я беру одну. Так как в последнее время мы ездим семьей – купил исключительно по принципу приемлемого комфорта, с неизбежными потерями в «экстремальности». Средней цены (4-х местную «шерпу», на семью из трех человек и три собаки, с большим тамбуром, в котором можно поспать-поужинать). Она легко «доводится» и до более серьезного состояния – если установить штормовые расчалки (входят в комплект), окопать края и сверху, бельевыми прищепками – покрыть внешний тент термопленкой (80 р. за рулончик, ей от жары окна клеят). Эффект – как в термосе, причем работает – и в холод и в жару. В холод пленка на тенте отражает тепло внутрь палатки, в жару – отражая солнце, позволяет, например, поспать в палатке после утренней рыбалки, особенно – «в комариный разгар» и если лагерь – на открытом берегу. Запасной рулон фольгированной пленки– очень желателен. Еще один «фактор комфорта» - хороший надувной матрас. Лапник (который мы использовали раньше) – можно спокойно оставить на елках. Сейчас, при автотуризме – пожалеем елочку, нам вполне хватит надувного «китайца» с автокомпрессором. Соответственно – спальники (до «0» летние или до «-10 -15» на межсезонье), в качестве чехлов на матрас – очень подойдут покрывала и простыни с резинкой из ИКЕИ. Стоят – копейки, но весьма функциональны.

 

Фонари – любые (выбор огромен), экономичные – светодиодные, газовая плитка (до 1000 р., наиболее функциональна – с возможностью использовать как «еврогаз», так и 5-л. баллон, полезен будет и нагреватель – бюджет от 800 р., при наличии бытового баллона или около 3 000 р для еврогаза - но это не предмет «первой необходимости»). Добавлю – вообще нагреватель на компактных баллонах – очень дорогое удовольствие, так как «жрет» эти баллончики с невероятной быстротой – при заявленных 3 часах раоты, в реальности чаще выходит два. Так что лучше все же – большой баллон и не рассчитывать на нагреватель, а продумать одежду и снаряжение с максимальной от него «независимостью» (даже при его наличии). При наличии места в багажнике машины – 5 л. баллон однозначно предпочтительнее и экономичнее «еврогазов». И хватает его надолго – на сезон – пара заправок.


Со всей электрикой лучше использовать заряжаемые аккумуляторы, нежели батарейки. Как по причине их большей экологичности, так и потому, что при автотуризме их зарядка не представляет никакой проблемы – достаточно прикуривателя и инвертора (средней мощности – до 1 500 р.). Правда, лучше дооборудовать автомобиль силовой розеткой (она еще для многого очень пригодится), у «неофициалов» - бюджет за установку на иномарку - около двух «штук» рублей, если 12-вольтовая). Из «электронных гаджетов» у нас в «хозяйстве» имеется два (и те – недавно) – портативный навигатор («Гармин Легенд») и эхолот с беспроводным датчиком («Джи-джи Коннект»). В принципе, все, что нам нужно от подобных устройств – они «умеют». Автомобильный навигатор как-то хотели – но проблуждав с товарищем в этом году в Ярославской области по его навигатору  часа три, пока жена не включила у нас в машине ноутбук и не «вывела» по загруженной в него карте – на этот счет «успокоились». Хватит с нас и портативного (в машине он работает, только экранчик маленький и «не трындит») – главное – координаты точек запоминает. И выводит, если надо. С неплохой точностью, говорят – до 5 метров, не проверял.

 

Правда, с эхолотом вышла смешная история – сначала был куплен «Хаммерберд пиранья 160», с аккумулятором, зарядкой, в полном комплекте. Но познакомившись с ним поближе по описанию– его заменили на джи-джи не распечатывая (продавцы через два дня были в изумлении). Спору нет, «Пиранья» – хороший эхолот – оказался для меня совершенно «избыточным». Он достаточно габаритный, для него надо мудрить какое-то крепление как для самого, так и для датчика, он совершенно бесполезен при лове с берега. А мне не надо смотреть «рыбу по телевизору» (фигли на нее смотреть? Никогда, что ли, по телеку рыб не видел? Так у меня дома аквариумов – семь штук, а телевизор – не держим, нету его) - надо только знать дно и глубину. Это джи-джи более-менее прилично делает (даже рыбу может показывать, хотя – баловство это), почти не занимая места и позволяя опустить датчик хоть с лодки – хоть закинуть перед ловлей с берега. Вполне нормально делает – больше и не особо надо.

И почти не занимает места, весьма экономно расходуя аккумуляторы. Так что иногда – как в поговорке: «лучшее – враг хорошего».


Для перевозки «необходимого запаса» (включая консервы и концентраты) невероятно удобны пластиковые ящики (у нас - из ОБИ) большие, с крышками.

 

 

Они идеально выполняют роль «органайзеров» в багажнике вашего авто, а ежели вы поедете без палатки и решите там спать – без проблем вынимаются и ставятся под джип, «не мелоча», а то, что в них – не страдает от сырости, росы и т.п. Ящики бывают разного размера – перед покупкой целесообразно померить багажник вашей машины и прикинуть какие и сколько туда оптимально встанут. Наличие ящиков с крышками снимает проблему походного стола – они и есть «стол». Под крышкой которого – припасы. Опытным путем установлено, что эти прямоугольные емкости «увеличивают» полезную емкость багажника процентов на 10-15% точно, по сравнению с тем, как все лежало бы в «кульках и мешках». Безусловно, это не покушение на начала термодинамики, но тот же груз, что «в мешках» может забить багажник под плафон (и падает на голову при попытке его приоткрыть) с использованием коробок аккуратно ложится так, что даже от заднего стекла что-то остается. И никуда сам по себе не падает.

 

Естественно, совершенно необходимы: топор (я вожу небольшой, но острый), пила (ручная, туристическая, в виде «цепи») и лопатка. Некоторые люди таскают бензопилу – дело ваше. Хотя нет ничего такого, что требовало бы ее наличия – на мой вкус поход – это еще и работа тела в удовольствие, да на свежем воздухе. И отдельная история – комары.

 

 

 

Вообще, после знакомства с гнусом можно сделать вывод, что в Центральной России этой проблемы нет. Нигде, никогда и даже в самый разгар сезона. Поэтому при минимальном аутотренинге обращать на них внимание – не обязательно. И много мешков для мусора (чтобы ни при каких обстоятельствах не оставлять ничего на берегу).

 

 

Лодка.

 

Тут возможны варианты:
- с мотором и "удобствами"
- крепкая и большая
- лодка, позволяющая ловить одному - двоим (уже не очень ловко для двоих, скорее, все -таки – «двухместный эгоист»), недорого, не надолго - но легкая, с которой один человек управляется одной рукой (и с надутой, и с не надутой, и в воде - и на берегу).

 


По первым двум вариантам – немеряно сочетаний найдете в сети и по журналам. Куча современных ПВХ-лодочек. Но - ни одну из них вы не потащите на себе несколько км., не обнесете на поднятой руке, неся в другой - грузы и снасти, не кинете в одиночку на релинги джипа не сдувая, переезжая с место на место...
Если мы не сплавляемся по горным рекам и не хотим ловить толпой и непременно стоя - на самом деле, как вариант - китайский «презерватив». Не совсем игрушка, конечно (вроде "каравелл" и иже с ними), а «ступенечкой повыше» нечто вроде «севилора фиш-хантера», грузоподъемностью – «до ГИМС».

Эти лодки (несмотря на разные истории, часто столь же виртуальные, как детские сказки про «черную руку»), по личному опыту - спокойно ходят (без трепета к эксплуатации) по три-четыре довольно «насыщенных» сезона (и то - если выкидывать вместо сколь-нибудь серьезного ремонта, который, на самом деле - тоже возможен и она еще послужит, например, в этом году я сменил лодку, несмотря на возможность ремонта старой – выкинул и купил другую) - полностью оправдывая за это время свои деньги (чуть больше 200 $, надо еще отдельно купить весла). Вес двух с половиной метровой лодки – что-то около 8 кг.

Вопреки страшилкам – они выдерживают мели, галечники, коряжки и т.п. ни в чем не уступая в этом отношении старым и привычным советским надувным резиновым лодкам (но, конечно, уступая более дорогим и вдвое-втрое более тяжелым при том же размере - современным ПВХ - чудес не бывает).
При этом их можно эксплуатировать с маломощным мотором (хотя, - по-честному - это веслами, доплыть куда, если далеко – на моторе еще можно, но рыбачить – греби ручками, неспортивно, грешно как-то. Свинство в этой «мотоловле» есть какое-то изощренное. Хуже браконьерства – тем более, с голодухи – не пухнем, встал у воды – неужто не найти, где поймать? )

Хранить и возить – «без экстаза и трепета». В среднего размера хозяйственной сумке. Под кроватью, в гараже, в шкафу... Что характерно - в багажниках автомобилей типа «Нивы» или  небольшого «Судзуки» - после погрузки такой лодки, палатки и даже - удочек (о чудо!!!) - остается место... Хотя бы - для бутылки пива. С некоторыми серьезными лодками - номер не «проскочит» (или «лопнет» автомобиль).

 

Крайне полезным дополнением к такой лодке будет чехол (покупается отдельно), повышающий «живучесть» лодки в сложных условиях. Изготовлен из какой-то синтетической ткани, надевается за пару минут, места занимает – не больше пододеяльника. Еще один момент – компрессор. При автотуризме для внедорожника надо приобретать мощный компрессор (почему – чуть ниже). В таком варианте для лодки и матраса безопаснее купить отдельный, маленький «электро-надувальщик», который ее не перекачает. Так как хороший автокомпрессор легко может перекачать – и риск выхода из строя возрастает в разы (а индикатором давления на таких лодках оборудован, в лучшем случае – один баллон). Для перевозки надутой лодки на релингах можно использовать резину, которую применят для крепления груза к багажникам. У меня для перевозки лодки длинной 2,5 м. их шесть штук, из них две – связаны вместе. Больше никаких узлов – резина, после растяжения, цепляется штатными крючками за релинг снизу. Этого крепления достаточно, чтобы проехать с надутой лодкой на крыше небольшое расстояние, вернее - расстояние, в принципе – любое, скорость ограничена 35-40 км.ч. (быстрее – лодку начинает отчетливо поднимать и колбасить), так что далеко так не уедешь – лучше сдуть. Про большую надувную лодку «с мотором и удобствами» я вам ничего пока не напишу, так как у меня такой нет (как не возникало нужды) – был ЛАС, «уфимка», теперь – аналогичного «формата» более легкие ПВХ-шки.

Автомобиль.

 

Самая «нервическая и болезненная» часть темы. И в силу мифологизации, и по причине серьезности бюджета. Тем, кто считает «автомобиль для рыболовного туризма» чем-то невероятно лифтованным-навороченным, со всеми блокировками везде, где можно и где не нужно – можно отдохнуть и покурить в сторонке.

Такой автомобиль хорош, если на нем не надо далеко ездить (например – от деревни на озеро, через болотину) или – если использовать его не для рыбалки, а для внедорожных покатушек.

Ехать на таком чудовище долго по асфальту – это «тяжелая работа, за которую надо платить деньги». Кроме того, если брать за основу импортный внедорожник – лучше стараться «меньше мешать машине ездить». И помнить о том, что лучше ограничить количество узлов, до которых добираются шаловливые ручонки «улучшайзеров» (для наших машин – все равно, они сыплются постоянно и непредсказуемо, там это – «не влияет»).

 

Кроме того, памятуя о том, что мы все-таки говорим о туризме, а не о спорте (с его безжалостными секундами и обязательными «точками») – не надо делать из машины «монстра» - на то и голова у водителя, чтобы не лезть заведомо на рожон, благо часто можно объехать, закидать «засаду» да и время не ограничено.

Другое дело, что многим свойственно переть напролом, но тогда на любой машине вам понадобится чуть больше денег: сначала – на трактор, потом – на ремонт.

Если «голова на месте» - после предварительной «рекогносцировки» и, если потребуется – минимальной подготовки (стравив воздух в колесах, накидав веток, одев цепи и .п.) даже довольно сложные участки проходит машина и в «гражданской» комплектации. Если водитель имеет минимум навыков, а она - предназначена для бездорожья, разумеется.

 

У меня много лет были «Нивы» (обычные, от 1600-кубовой до «тайги»), сейчас – «Паджеро» (маленький) и «Исузу-родео». До сих пор с теплотой вспоминаю «Нивы» - для своего времени и за те деньги – это были хорошие машины. На все недостатки которых можно было закрыть глаза: «одноразовая» машинка за смешные деньги. Достаточно надежная (пока новая) и – «нахальная». Наверное, это по сей день самая «нахальная» машинка с несущим кузовом, ремонтопригодность (по деньгам) которой позволяет ехать весело и рискованно. Но покупать новую «Ниву» сегодня – абсолютное безумие.

Так как за те 300-500 т.р. (которые за нее просят) уже можно купить нормальную машину, даже с мотором (у нивы его почти нет), причем - даже если ей 10 лет – проедет она больше. Так как «нивы» при «конкретной» (не асфальтовой) эксплуатации хватит тысяч на 60 с новья – потом она только «для секса».

 

«Козлы» (во всех ипостасях, включая патриотическую) – машины не для туризма, а для деревни (ездить на них далеко – просто страшно, во всяком случае, только среди «казлов» и прочих «газелей» я знаю несколько случаев отвалившихся на полном ходу карданов и вытекших тормозов у относительно свежих машин), но и для деревни (где не надо ездить далеко и долго и если что – близко притащить и отремонтировать) они запредельно дороги – стоят больше полумиллиона.

И пьют бензина – больше чем «американец» с 4-5 литровым двигателем.

Который, замечу – на свои литры еще и едет, а куда девает бензин козел – вообще неизвестно. Наверное, опровергает начала термодинамики.

 

Купить за полмиллиона «рамный внедорожник», у которого при ударе о препятствие на скоростях 10-15 км. ч. (такие «касания» на лесных колеях случаются) кузов отрывает от рамы (и ремонт – под 200 штук, при том, что на ниве – до 20-ки в аналогичной ситуации) – это, безусловно, высокий акт козлиного патриотизма, но все-таки машина должна быть – машиной.

Что «влезает» в те же деньги (до полумиллиона), удовлетворяя требованиям «рама-полный привод-понижайка»? (кроссоверы с «муфтами» отпадают – слабые, за очень редкими исключениями).

Довольно свежие «Судзуки» прошлого поколения (из небольших), постарше – «Мицубиси паджеро спорт» (прожорливы есть сложности о некоторым модификациям движка, хотя не боятся обрыва ремня), «Хюндай галлопер» (хорошо лазают, недороги в обслуживании, но – гниют, надо смотреть), «Тоеты» – только фо-раннер (очень старый уже), «средние» «Ниссаны» (могут быть гнилыми) и «Исузу» (тоже старые, «живой» надо искать). Еще можно посмотреть в сторону «Ссанг-енгов» (новые – «Тагаз»), но они чуть хуже по проходимости «в базе» (хотя это решаемо и недорого), несколько моделей пикапов, но у них хуже управляемость, неудобно тем, кто поедет «на дальняк» сзади, а «грузовой» кузов не всегда достоинство.

Кроме того, у пикапа обычно проще трансмиссия и хуже геометрическая проходимость, чем у соплатформенного обычного внедорожника. Так что с пикапом «взять почти то же, но дешевле» - не получится.

Часто «взять» получается настолько «меньше» (как раз того, чего нужно) – что это уже даже «не дешевле» (прежде всего это касается средств обеспечения безопасности, некоторых возможностей трансмиссии и адекватности на асфальте, где туристический автомобиль вообще-то проводит больше всего в движении).

Если не пугают налоги и объемы моторов – очень хороши «американцы». Крепкие, кондовые, неприхотливые к бензину, очень тяговитые и с прочными кузовами. Если денег больше – можно смотреть «Тоеты», «Патрули» и «Паджеро».

 

Корейцы оставляют двойственное впечатление – многие из них, при наличии рамы-понижайки и серьезных моторов имеют короткоходные подвески и заключают в себе некую «полукроссоверность». Хотя и они – предпочтительнее поделок отечественных «автогрибников», которые, похоже, лепят машины из того, что нашлось под елочкой. Несколько особняком стоят «китайцы» - в близком к подержанным «полноценным иномаркам» ценовом сегменте предлагая их совершенно новые «клоны».

Их все ругают, все над ними ржут – а на улицах их все больше. И попадаются уже и «подготовленные». Несколько появилось у знакомых рыбаков-охотников – пока люди больше всего удивлены, похоже, тем, что они довольно нормально едут и не особо ломаются (как китайские блесны-- воблеры – очень многие полноценно «ловят»). На самом деле – очень забавно – сами купили, чтобы ездить – а потом удивляются, что «оно едет» и кроме небольших мелких глюков – вполне нормально едет, на свои деньги. Кардан не теряет, во всяком случае. Хотя полный привод там электронно-управляемый и она сильно уязвима, электроника эта. Смешные существа – люди… Но как бы то ни было – рекомендовать китайца для дальнего автотуризма (особенно – одиночного) я бы пока поостерегся.

 

Что в машине должно быть? Достаточно места, тяговитый и, по возможности – неприхотливый мотор, достаточный запас «живучести», исправное состояние. Кроме стандартного «рама-полный привод-понижайка» должны быть: хорошая резина, дополнительный свет, средства для вытаскивания: лопата, лебедка, трос, домкрат, лучше – высокий, специальный. К ним же можно косвенно отнести хороший, мощный компрессор – так как, стравив давление в шинах, часто можно существенно увеличить проходимость. Соответственно, этим не стоит пренебрегать – значит, должна быть возможность и вернуть им статус-кво, а при достаточно больших колесах у обычных маленьких компрессоров на это либо уходит вечность, либо они к тому же еще перегорают, выводя из строя прикуриватель, если туда включены.

 

Шнорхель нужен далеко не всегда – у «нормальных» машин (вроде «Исузу», «Паджерика», «Тоеты») глубина преодолеваемого брода итак 70 см., что для большинства ситуаций в «гражданских» условиях – достаточно, особенно – если не кидаться в воду с разгона и очертя голову. Резину всегда есть соблазн поставить большую и «мудовую». Но оправданность сомнительна – чаще лучше поставить резину максимально возможную без серьезной переделки подвески и не злее хорошей АТ-шки (типа «Гудрича»).

 

Почему, если есть «большие и хорошие, специально для говен»? Во-первых – потому что нам надо много ездить по асфальту. На котором у «мудовой» резины ходимость (до износа) и управляемость тем хуже, чем она круче, злее и «мудовее». У самой «мудовой» эти параметры до такой степени «никакие», что машину по асфальту гонят на запасных колесах или везут на прицепе. Кроме того, на таких колесах тоже надо соображать, как ехать – новичок на ней зарывает тачку так, словно у него не колеса – а пилы. Так пусть лучше раньше и не так глубоко сядет – хоть вытащить можно, пока не научится. И машину не поувечит.

 

Во-вторых – мы помним – у нас не спорт, а отдых. Нам не надо искать предел себе и своей машины, сутки вызволять ее из плена, уделавшись в грязи, а потом наслаждаться кап.ремонтом. Поэтому мы никуда не спешим, можем искать объезды и позволить себе даже внести коррективы в маршрут или подготовить проезд «поганок» подручными средствами. А подсев – не «рвем» и не уродуем машину (счет-то не на секунды!) – а не спеша осматриваемся и, не особо суетясь - «вынимаемся» имеющимися средствами (лопата, лебеда, домкрат). Лебедка для небольших машин годится ручная (бюджет – от 2 500 р. за небольшую и приличную), для тяжелых – лучше брать электрическую. Здесь нужно учитывать, что от некоторых «спортивных правил» по выбору лебедки можно отступить, что позволяет сэкономить бюджет. Можно взять лебедку с чуть меньшей тягой, но взять к ней блок. Можно не заморачиваться скоростью лебедки – нам не на рекорды и для не особо частого использования. Бюджет лебедок – от 10-12 т.р. – до «предела совершенства».  Обязателен длинный рывковый трос. Особенно – на случай посадки под трактор (если вам машину жалко – пусть им вытаскивают, а если «хорошо сидим» - только им). Помним об опасности троса – на фото – отметина от порвавшегося троса на «Исузу».

 

 

Причем металл там – серьезный (боюсь, в «Мицубиси» такой же удар пробил бы дырку) – человека изувечит на раз. Какой бы не был надежный трос – никогда не забываем о его опасности. На трос кладем ветки, ватник, что угодно – гасить инерцию. Но при длинном тросе – все равно может «приложить».

Свет дополнительный нужен почти всегда, но без фанатизма – комплект доп.света вперед, доп.фара – назад и мощный фонарь с длинным шнуром, включаемый в доп.розетку обычно полностью перекрывают все потребности. А розетка нам итак все равно нужна: инветртор на 220 вольт - зарядка фотоаппаратов, ноутбуков, аккумуляторов навигации и эхолотов, мультики ребенку в дальней дороге и т.п. и т.д.

 

Кроме вспомогательного арсенала, основным инструментом борьбы с бездорожьем является трансмиссия. Здесь важна возможность жесткой блокировки межосевого дифференциала, наличие понижающей, очень желательна межколесная хотя бы в заднем мосту (хотя в нормальных машинах она обычно имеется по умолчанию). Причем это должно быть «честным», а не электронными имитациями. Если на машину предусмотрена возможность установки автоматических и ручных хабов – лучше сразу ставить ручные. Автоматы не надежны, кроме того иногда не допускают подключение на ходу. С ручными – да, надо вылезти. Да, надо ручки запачкать…  Но гораздо меньше шансов встать в колеях с недоприводом. А чтобы меньше мазаться и упростить будущее обслуживание хабов (сохранить живыми винты-болты) – есть вариант, как на фото.

 

 

Донышки ПЭТ-бутылок. При всей кажущейся «несерьезности» - сидят на удивление крепко. Выглядят, конечно, «нетривиально» - но машина-то - рабочая, чай, не «для модельки на выданье».

А в самой трансмиссии часто как раз наоборот – не стоит бояться автомата. Он не допускает вылезания раскачкой – есть такое дело, но –«у нас же есть лебедка!», и в остальном – есть плюсы. Очень существенный плюс для не очень опытного в «офф-роуде» водителя – управление тягой: с автоматом гораздо меньше шансов зарыться или заглохнуть. Надежность автоматов не хуже, чем у механики, только надо помнить, что на сложных участках надо идти не в режиме «драйв» а принудительно ставить режим «2» или «лоу» (если еще нет необходимости перейти на пониженную передачу, что делать надо во всех «засадах» и обязательно - заранее) и, на некоторых моделях – посоветоваться насчет установки дополнительного охлаждения (это часто касается «американцев»). «Приколхозить» там доп.радиатор обычно не составляет великого труда и больших расходов.

 

Еще в машине должна быть аптечка (я вожу еще с учетом собак) несколько «расширенного» состава, с учетом не только средств первой помощи, антисептиков и таких незаменимых вещей, как полисорб и энтеродез (адсорбент и средство от отравлений), но и лекарств с учетом личных рисков (у аллергиков, гипертоников и т.д.). Здесь многообразие ситуаций весьма велико и очень индивидуально.

 

Снасти.

 

Оглядываясь на свой рыболовный опыт, начинавшийся еще в другой стране на той же территории (она называлась – СССР), часто интересные вещи в голову приходят… Начинал я с «прутика», потом - бамбуковой двухколенки, подаренной дедом, потом была трехколенка (бамбук, 3,5 м.) и стеклопластиковый спиннинг (по-моему они стоили семь с чем-то рублей, черный, с пробковой ручкой). Сначала – с «Невской», которую сменил на «Дельфин», а чуть позже – на ЛЭМЗ. И этих трех с половиной метров бамбука хватало «на все про все» (позже я сам оставил на нее колечки и «дельфин» со спиннинга), понятия «какой спиннинг» не существовало вовсе: как «какой?» - спиннинг – и все… Ну, разве что – «импортный» - это был «отдельный класс». А все необходимое в поездки я возил в сумке от противогаза – набивалась она плотно, но ее – хватало. На все, на весь сезон и на все «случаи жизни».  Потом жизнь изменилась, появились заработки, поездки – сам не заметил, как оброс кучей барахла, несколько спиннингов, несколько катушек, несколько удилищ, вещмешок и рюкзак всякой лабуды. Стало даже как-то тяжело поверить, что буквально недавно я обходился одним спиннингом, а что успешно ловил 2,5-3 метровым бамбуком – с трудом верится до сих пор…

Сейчас даже на небольшом водоеме мне как-то «уверенней» минимум с 4,5 метровкой…

 

 

В общем, количество рыболовного барахла, «рассеянного» частично в доме, частично – в деревне стало грозить перерасти в полноценный отдельный прицеп. Пользоваться им полноценно не получалось: рабочий набор состоял все равно из некоего небольшого круга снастей, остальное – было следствием «рефлекса молодой щуки», которая, дура, точно так же хватает проплывающую приманку. Поэтому с какого то момента (как раз не так давно, в эпоху волне развитого «пиршества потребления») я стал все чаще вспоминать «удочку, спиннинг и одну сумочку».

 

Безусловно, вернуться в то время я уже не могу (да и грех отвергать блага цивилизации), но возить с собой вязанки и рюкзаки снастей я не буду. А так же перегружать машину и собираться заново в каждую поездку – тоже не хочу. У меня собран комплект на сезон, на любой случай и на любую воду (из тех, на которые обычно езжу - естественно, куда-нибудь на «море-океан» я с ним не попрусь), из расчета что кое-какими «расходниками» я могу пополниться и в дороге. Все, что мне надо – влезло бы в один старый Дайвовский чехол, но не все входит по длине – два удилища кладу в бюджетный чехол из «Декатлона». Что я в них вожу?

 

Три поплавочных удилища с катушками. Основные рабочие – легкие 6 и 4,5 метровые углепластиковые «болонки» с безынерционками, на одной обычно – до двух грамм, на другой – до четырех-пяти. На них выпадает 90% тех рыбалок, когда я беру в руки поплавочное удилище. Третья – старая шестиметровая «Волжанка», неоднократно ремонтированная (колена к ней – не вопрос), на которой стоит древняя катушка с байтраннером.

 

 

Используется там, где требуется особо мощная снасть, для ловли на живца, полудонкой и прочих «нестандартных» ситуаций. Вообще-то чаще всего она просто со мной катается по привычке, так на живца я ловить очень сильно не люблю (в крайнем случае – могу иногда на «резку»), поплавок с тяжелой огрузкой нужен очень редко, а для донной ловли – есть фидеры. Так что это – «удилище по инерции», кандидат под «сокращение штатов».

 

 

Следом – два фидерных (пикерных) удилища – до 40 и до 80 граммов, 2,7 и 3,3 метра. Катушки – на одном – отходившая пару сезонов на спиннинге «японка», на другом стоял – «китаец», «Лайн-виндер» какой-то, в этом году отслуживший на спиннинге «Шекспир» переставил, уже в конце сезона. По две шпули – монолеска и шнур. Вообще был период – сильно «болел» шнуром, ставил его на все, кроме поплавочной удочки. Потом как-то стал «отходить» - все чаще опять ставлю монку, особенно – с появлением новых лесок, крепких и малорастяжимых. Безусловно, шнур делает снасть «острее». Во всем – в работе, в ощущениях. Это очень «точная штука».

Но и современная фидерная леска служит почти без потери чуткости снасти, а шнур я больше использую с тяжелыми кормушками, чтобы избежать излишнего огрубления снасти. Кормушки – от самых примитивных, «сеточек» со свинцом, до закрытых, английских – под разную воду, разную рыбу, разную прикормку. Не особо большой запас объясняется тем, что на фидер ловлю не часто (чаще меня им ловит жена, пикер – вообще ее), а пополнить их запас, хотя бы простейшими – можно в любом придорожном рыболовном магазине.

 

Покупать «аксессуары для фидерной ловли» я как-то не спешу – вполне достаточно складной табуретки, подставки под удилище, одного ведерка из-под шашлыка и трех-четырех вставляющихся друг в друга (для удобства перевозки) хозяйственных пластиковых контейнеров – для прикормок. Гораздо важнее, на мой взгляд – освоить приготовление смеси, режим подачи и тактику, чем я время от времени и занимаюсь (так как снасть для меня относительно новая). Основные объекты – плотва, лещ, карась. Чаще использую фидер в стоячей или относительно спокойной воде (на течении предпочитаю проводку и спиннинг).

 

Спиннингов раньше возил четыре – сейчас три штуки. УЛ (0,5-5 грамм) 165 см., трехчастник 270 см, тест до 20 и двухчастник 240 см, тест до 40. УЛ – среднего строя, трехчастник – быстрый, потяжелее – ближе к среднему (удилище довольно старое низкомодульное). Раньше возил четыре удилища – один легкий в этом году сломал. Катушки тоже довольно возрастные – старый «Шекспир», старый «Браунинг», старая «Дайва». Новая катушка только на УЛ (само удилище – новое), на остальные иногда что-то новое ставил, но как-то не «приживалось», хотя на сезон-другой давало «отдых ветеранам». На спиннинг я ловлю чаще всего (примерно в шести случаях из десяти, наверное, поэтому «их много»), на следующий сезон сразу три катушки будут заменены на два «Шекспира» и одну «Шимано» (уже есть). Так же хочу взять один спиннинг на замену сломанному – возможно, новый «Ulgy stick». Им хорошо ловить на резину, тем более, что новые серии сильно отличаются от тех, что были раньше – легкие, из высокомодульного графита.

И если старые были хороши в основном своей «неубиваемостью» и стойкостью к варварскому обращению, то нынешние – вполне аккуратный современный инструмент за очень вменяемые деньги (особенно – в сравнении со всякими «восточными эпигонами», которые, начав делать аналоги на полвека позже успешно «ездят нам по мозгам» что-де – «врощенный кончик – их новая технология»). Все катушки – с двумя-тремя шпулями, обычно с леской и шнуром. На УЛ для пробы оставил ФК. Не очень давно – пока очень нравится. Поживем – увидим, как пойдет. Использование той или иной шпули определяю только приманкой, все катушки, кроме пары и одной «вечно запасной» – «хвостатые» (я настолько привык к заднему фрикциону, что не хочу менять тип катушек, даже зная об их многочисленных недостатках, и при том, что выбор моделей с хвостом сейчас «оставляет желать» на всех рынках. Наш рынок катушек - интересует меньше всего – почти нет любимых фирм, дорого и много подделок – здесь разве что «китайцев» пару брал, да трех-четырех «японок» бюджетных серий, которые откровенно и быстро разочаровали). Шнур ставлю с резиной, отводником (недавно это дело попробовал), попперами (ловлю редко и у меня их мало, хотя в этом году – «выстрелили») и прогонистыми воблерами с рывковой проводкой. Все остальное с леской – это «прочие воблеры» колеблющиеся блесны, вертушки, предпочитаю переднеогруженные, часто даже вертушки с сердечником и мухоблесны сочетаю со «старинными» (от кустарей со старой «птички») головками с «интегрированными» поводочками 2-20 гр. (самые ходовые для этой цели – до 4 гр. для мелких и 5-7 гр, для средних блесенок, но их и меньше всего осталось, увы).

 

 

 

Колеблющиеся блесны – в основном советские еще и самоделки, часто ловлю старыми воблерами (заметил – иногда на них клюет, когда «молчат» современные, хотя, возможно, они – «намоленные» и я в них давно и крепко верю).

 

 

 

Из воблеров – наиболее любимые кренки и фэты, чаще - небольшие (видимо, это связано еще с интересными объектами лова – язьком, голавастым и всякой нехищной «белью»).

 

 

Они как-то преобладают в коробке, ловлю ими с монолеской. Есть еще несколько раттлинов, но что это такое – до конца пока не понял, хотя разловил несколько штук. Есть еще воблеры-«бананы», все довольно старые (безлопастники) сейчас таких что-то почти не вижу (при всем многообразии рынка) – их тоже очень люблю. По щуке, с конца августа, дорожкой – вообще замечательно. Все приманки помещаются в одну сумку и пояс – в сумке – четыре большие коробки (две с воблерами, одна с резиной, одна с «железом»), одна маленькая с «головами», в карманах – еще резина, поводковый материал (7х7, ХМ и ФК), самодельные поводки разной длинны и диаметра, вертлюжки, колечки, застежки и т.п.

 

 

В поясе – две коробки с самыми маленькими блеснами и пара пустых коробок для «текущих нужд» - в них я обычно отбираю небольшой запас на текущую рыбалку – таскать с собой всю сумку не вижу ни малейшего смысла, особенно – в лодке. На поролон – не ловлю (и никогда не ловил). Иногда ловлю на резку, хотя не очень люблю это дело и не считаю «спортивным».

 

В этом году купил несколько воблеров, именуемых «джерками» (любят у нас слова-то! По мне – так просто здоровенный воблер, ну - для рывковой проводки), небольших, не требующих специальной снасти – несколько раз попробовал, пока не врубился, в чем там кайф. В следующем сезоне продолжу эксперименты  - «зацепит» - куплю снасть и приманки «повзрослее» - не «зацепит» - ну и фиг с ними. Пока что вижу, что даже пока их мало – а возить уже неудобно. Не лезут никуда, класть некуда.

 

Кроме спиннингового набора (который весь более-менее описан) есть две бортовые удочки (мини-телескопы, с безынерционными катушками), лежат в том же, где все удилища чехле – в боковом кармане – три телескопические подставки-рогульки, складной подсачек (один вожу, а вообще-то за каким-то фигом их в хозяйстве несколько накапливалось – тоже, типа, «ценный аксессуар»), среднего размера, вместо «подсака побольше» есть багорик, только для ловли с надувнушки - затупленный, ну и к этому – пара садков (большой и малый) и кукан самодельный.

 

Еще имеется коробка, в которой лежит все потребное-запасное для поплавочной и фидерной ловли, там же – шпули к катушкам (влезают не все – часть, вместе с небольшим запасом лесок и шнуров «живет» в коротком боковом кармане чехла для удочек), немного мормышек, грузила, в том числе – для отводника и «резины на чебурашке» и запас тяжелых джиг-головок.

 

 

В принципе – это все,  что мне нужно для разнообразной рыбалки с весны до осени – можно за один раз унести в двух руках и на плече в машину и это не займет в ней много места. Конечно, это не «удочка, спиннинг и сумка от противогаза» (она до сих пор висит в кладовке), но и не «два баула» - относительно компактный комплект все же дает больше свободы, уменьшая «муки выбора». Но все равно каждый год я покупаю какие-то новые воблеры, приманки, «штучки», хотя они, в общем – чаще всего «избыточны». Потому что мы, рыболовы – все-таки отчасти рыбы.

 

И не можем не хватить нечто «блестящее», подброшенное (новое слова – «поданное») рынком. Рынок совершенствует тип подачи и проводку, совершенствуются и приманки: сколько провоцирующих, естественных и прочих всяких выбрасывается перед глазами! Казалось бы – «завалено все дно», сам рефлекс должен притупиться от такого разнообразия! Рыба может и не клевать. А мы – хватаем-хватаем-хватаем - и никогда не «нажремся». Наверное, мы глупее рыб…  Но рыба, хоть и «умнее» – все-таки исчезает, ее все меньше и меньше на глазах даже нашего поколения. А мы – остаемся, мы множимся.

 

Интересно, кого и как мы будем ловить, когда закончится вся рыба?

 

Специально для FION.RU Евгений (euggn)

 

ОБСУЖДЕНИЕ >>

 

 

FION, 25.11.2010



Постоянный URL обзора — /obzor/355/


изображение изображение изображение
изображение

Обновились водоемы:

Дон река

Пахра река

Белгородское водохранилище

Ахтуба река (Волго-Ахтубинская пойма)

Можайское водохранилище

Смотреть остальные


изображение
изображениеОбзоры

изображение
изображениеГруппы


изображение


изображение



изображение
изображениеНаши блоги
Автор: Сергей

изображение
изображениеСамоделки

изображение
изображение
Видео
изображение
изображение
изображениеНовинки

изображение
изображениеФотоальбомы
изображение
изображение
окунь, 0.80 кг
окунь, 0.80 кг,
Волга (база Московская)
Рыболов: база Московская

Рыбалка на базе Московская


изображение
изображениеРыбалка
изображение
изображениеУловистая Точка
изображение
изображение изображение изображение
изображение
изображение изображение изображение