автор : German (DSL2500U) личный форум | личная страница

Лещ

Поплавочная снасть: все заметки, заметки автора.

Одна из желанных добыч рыболова.Во-первых,потому,что имеет приличные размеры:в наших водоемах лещи длиной 35-40 см при весе 1-2кг-не редкость;есть и более крупные экземпляры-до 5 кг и более;а подлещики (молодые лещи)весом 400-700 грамм на крючке рыболова-любителя и вовсе обычное явление.Во-вторых,охота за лещом (особенно за матерым) сопряжена с целым рядом сложностей,преодоление которых вызывает истинное наслаждение.И в-третьих,ловля леща реже,чем,скажем,охота за голавлем или жерехом,бывает безрезультативной.

Лещ имеет легко запоминающуюся внешность.Тело его очень высокое,сильно сжатое с боков (отсюда прозвище- "фонера").Мелкие лещи покрыты чешуей серебристого цвета,у крупных-чешуя темная,крупная,отливающая золотом.Все плавники у него-темно-серые.Большой хвостовой плавник разделен выемкой на две лопасти-верхнюю и нижнюю,из которых нижняя-больше.Голова у леща маленькая,маленькие у него и глаза с золотистой радужиной. Своеобразный у этой рыбы рот: он маленький и выдвижной (гармошкой).Отыскивая на дне пищу,лещ становится головой вниз,принимает почти вертикальное положение, выдвигает рот и посылает  в грунт сильную водяную струю. Она размывает поверхность дна и обнажает прячущихся в иле личинок,мелких моллюсков,рачков. Не брезгует и растительной пищей.

Водится лещ почти во всех наших больших и средних реках.Живет стаями.Больших миграций в поисках пищи не совершает:кормится обычно поблизости от мест постоянного обитания.

Половозрелым лещ становится в 5-7 лет при длине около 30см.Нерестится при температуре 12-16 градусов выше нуля,т.е. в конце мая-начале июня.Икру откладывает на мелких местах среди водной растительности.Происходит это с шумным всплеском и выпрыгиванием из воды.Жор у леща начинается через 10-15 дней после нереста. В середине лета он ослабевает и вновь усиливается.

Балачевцев М. Ловля леща. журнал "Спортивное рыболовство"

Вот мы и закончили академическую часть повествования про спор¬тивную поплавочную удочку. Мы уже рассмотрели типы поплавочной снасти: маховое удилище, снасть дальнего заброса с глухим и со скользящим поплавком, а также штекер. Рассмотрели наиболее важные компоненты снасти, принадлежности для ловли и прикормку. Поговорили об общей технике и тактике ловли. В своих дальнейших повествованиях я буду говорить о конкретных условиях ловли, о выборе снасти для этих условий, непосредственно о технике и тактике, о ловле конкретных видов рыб.

Одним из типичных водо­емов, в котором основная рыба - подлещик, являет­ся река со слабым течением, шириной около 20 - 40 метров со средними глубинами.

Особенности поведения рыбы.

Эти реки зимой практически мертвые и, соответственно, рыба в них ловится с момента захода на нерест до середины осени, когда она начинает по­кидать небольшие водоемы и уходить на большие глубины более крупных рек или озер. Параллельно с подлещиком в таких реках часто присутству­ют плотва, язь и уклейка. И ни­куда не деться от вечного спутника леща - колючего сверхмелкого ерша. Посколь­ку мы рассматриваем именно ловлю подлещика, то наилуч­шими местами на таких реках будут приустьевые участки (чаще до 2 км от устья) и ки­лометровый участок перед первым порогом, если таковой имеется на реке. После захо­да рыбы на нерест она подни­мается по реке до нерестили­ща. Подлещик, как рыба достаточно слабая и предпо­читающая для нереста тихую воду, доходит до первого же порога (участка с быстрым течением и небольшой глуби­ной), где и находится еще не­которое время после нереста. Наиболее перспективные места в пред- и посленерестовый период находятся именно около таких порогов. Позднее   лещи начинают перемещаться по реке и выбирают более подходя­щие для них участки. Но оши­бочно думать, что лучшими местами для них являются глу­бокие ямы. Тут вы рискуете столкнуться с полчищем подъершиков. Другое дело - крупные реки и озера, где лещ со­бирается именно в ямах. В подобных же водоемах подле­щик довольно активно питает­ся, а в яме корма значительно меньше, чем на средних глу­бинах, где небольшое течение вымывает из грунта донные организмы. Некрупный подле­щик, в отличие от матерого леща, еще не так приспособ­лен к выкапыванию корма из грунта и предпочитает либо собирать корм с поверхности дна, либо выкапывать его из самого поверхностного слоя. В ямах слой мягкого ила (из которого и добывается корм) достаточно мощный, в то вре­мя как на средних глубинах этот слой может быть около 2 - 10 сантиметров. Именно такие места и являются наибо­лее перспективными для лов­ли подлещика. Но лещу требуется отдых и яма невдалеке от места кормежки долж­на быть. Туда уходит лещ но­чью, а утром снова возвраща­ется на место кормежки. Чем ближе к яме, тем больше кон­центрация рыбы. Также боль­шая концентрация наблюдает­ся в районе 500 метров (иногда 1 км) от устья реки. Те­перь о положении рыбы по по­перечному сечению реки. И опять же ошибочно полагать, что вся рыба стоит на русле, то есть на точке с максимальной    глубиной. Весной, когда рыба движется к месту нереста, ее действительно следует искать по линии  максимальной глубины, по руслу. Летом же, когда  рыба  ищет корм, она старается прижаться к подводным неровностям, так как свал чем более крутой, тем больше он разрушается и тем больше пищи достается рыбе. К тому же, чем дальше от русла, тем медленнее течение и тем легче рыбе удержаться на месте. На таких местах обычно нахо­дятся упавшие ветки деревь­ев, которые еще не скатились в русло. Подводная раститель­ность, как правило, не доходит до этих мест и на таких водо­емах заканчивается в 2-3 мет­рах от берега. По кромке рас­тительности ловится плотва и подъязки, но наш рассказ не о них.

Выбор снасти.

Как вы уже поняли, ни о ка­ком удилище с катушкой речи быть не может. Длина забро­са тут не превышает 10-15 метров и снасть "дальнего за­броса" просто не нужна. Если позволяют условия ловли, та­кие, как нормальный подъезд и горизонтальный берег, то идеальной снастью будет ште­кер. Именно штекером можно осуществить филигранную проводку и соблазнить даже сытую рыбу. Тонкая и легкая оснастка, которую позволяет использовать штекерная лов­ля, может повысить эффек­тивность рыбалки в несколько раз. Поразительные возмож­ности по промеру глубины, ко­торые дает штекер, помогут вам определить малейшие не­ровности на дне, все перепа­ды глубины и даже твердость грунта. Главное, чтобы длина штекера позволяла достать до свала. Альтернативой штеке­ру, которая доступна любому рыболову, а тем более начи­нающему, является маховое удилище. Промер глубины тут более сложен, но не невозмо­жен. После грубого определе­ния глубины при помощи глу­биномера или сдвинутой в одну точку огрузки, многократ­но прогоните оснастку по не­скольким рубежам, оставив на конце лесы только маленький подпасок. Внимательно следите за поведением поплавка, где он притапливается (задев за дно), где замедляет ско­рость (крючок чиркает по дну), где увеличивает скорость (увеличение глубины - крючок не касается дна).

Выбор формы и грузоподъ­емности поплавка зависит от конкретных условий, то есть от силы течения, ветра и в мень­шей степени от глубины и дис­танции ловли. Рассмотрим два варианта:

а) удаление от берега 9 мет­ров, глубина в точке ловли 4 метра, течение слабое. В дан­ной ситуации мы будем ис­пользовать 9-и метровый ште­кер с поплавком, грузо­подъемностью около 1 грам­ма. Диаметр основной лесы не более 0.1-0.11, а диаметр по­водка не толще 0.09. При ловле же маховым удилищем (6.5-7 метров) в таких условиях больше подойдет поплавок с грузоподъемностью 2- 2.5 грамма, а леса должна быть несколько толще. Если же в водоеме поклевки рыб более 0.5 кг являются боль­шой редкостью, то диаметр лесы в обоих случаях можно снизить на 1 - 2 сотых милли­метра. Форма поплавка долж­на быть такой, чтобы с максимальной чувствительностью реагировать как на поклевки "на потоп", так и на поклевки "на подъем". Раньше все спортсмены пользовались в таких случаях поплавками типа "игла". Это действитель­но самый чувствительный в обоих направлениях попла­вок, но его устойчивость ос­тавляет желать лучшего. Но если река полностью закрыта от ветра (или полный штиль), течение от нулевого до очень слабого, то "иглу" использо­вать можно. Почему от ис­пользования "иглы" в таких ус­ловиях отказались спортсмены? Просто поплавки стали заметно меньше, лесы тоньше и общая чувст­вительность снасти сильно возросла. Если 3-х граммовая "капля" сильно проигрывала по чувствительности 3-х грам­мовой "игле", то проигрыш в чувствительности при грузо­подъемности менее грамма не так сильно заметен. А разни­ца в устойчивости осталась прежней. Поэтому часто в этих условиях мы применяем силь­но вытянутую симметричную каплю ("веретено"), иногда с более заостренным верхом;

б) удаление от берега 14 метров, глубина 3 метра, те­чение от слабого до средне-слабого. Тут нам понадобится длинный штекер, но поплавок мы можем ставить такой же, как и в предыдущем случае. Для махового же удилища по­плавок необходим уже с боль­шей грузоподъемностью -3-3.5 грамма. "Иглой" работать на таком расстоянии уже труд­нее и тут желательно ставить либо "веретено" (при тихой по­годе и слабом течении), либо каплю.

Если большинство поклевок происходят "на подъем", то можно использовать поплавки более сложных форм - с вытя­нутым верхом.

Необходимость подсачека вы должны определить сами. Если рыба ловится стандарт­ная, что часто случается на та­ких реках, то можно обойтись и без него, поставив лесу на 1 -2 сотки толще. Рыбу, около 200 - 300 граммов вполне мож­но брать рукой, не поднимая из воды. Но сиденье (плат­форма, стул, ящик) должно на­ходиться в этом случае как можно ближе к уровню воды, но не в убыток комфорту.

Размер крючков, применяе­мых мною для этой рыбы ко­леблется от № 20 до № 16. Бо­лее мелкие крючки используются исключительно на соревнованиях, а крючки крупнее №16 можно использо­вать при сильном увеличении активности клева.

Насадки и прикормка.

Насадка в этом случае стан­дартная - опарыш и мотыль. Червь - насадка для более крупных особей, а нашей до­быче больше по вкусу один крупный или пара мелких опа­рышей, плюс 1 - 2 мотыля, на­саженных за голову. При ак­куратных поклевках, которые часто начинаются при силь­ном (но не чрезмерном) при­кармливании или по другим причинам, мотыля можно на­саживать колечком (голова + хвост) или чулком (из середи­ны тела до головы). Опарыш в этом случае используется один и мелкий, а можно от него и вовсе отказаться.

Прикормке была посвящена отдельная статья в №4 за 1999 год. Тут скажу лишь о некото­рых особенностях прикармли­вания на таких водоемах.

1.  Лещ, как никакая другая рыба, любит присутствие в прикормке мотыля. До­бавление мотыля в прикорм­ку в соотношении 50 г на 1 кг может увеличить число покле­вок более чем в 2 раза. Добав­ление в прикормку рубленых червей несколько менее эф­фективный способ привлече­ния некрупного подлещика, но все же лучше, чем ничего.

2.  Если прикормка все же "пустая", то постарайтесь уве­личить в составе при­кормки количество от­дельных крупных час­тиц: овсяные, пшеничные, кукурузные хлопья, вареные зерна (пшено, овес, конопля, рис), давленые зерна сладкой маринованной кукурузы. Но не переусердствуйте. Количе­ство этих компонентов в сум­ме не должно быть более 10 -20 % от общего объема при­кормки.

3.  Ароматизатор зави­сит как от сезона, так и от конкретного водоема. Из наиболее универсальных можно назвать ванилин, ко­кос, персик, жмыховые запа­хи (подсолнух, конопля, лен).

4.  Не лейте в прикорм­ку подсолнечное масло. Уж сколько об этом пишут, а рыболовы до сих пор льют в прикормку масло стаканами. Масляные эссенции использо­вать можно, но у них концен­трация гораздо выше, нежели в обычном масле. Поэтому их добавление не ведет к появ­лению на воде радужных пя­тен. Масло же не даст того необходимого запаха. Вместо пол-литра масла будет доста­точно добавить в прикормку 100 граммов жареных моло­тых семечек.

5.  При ловле подлещика прикармливание ведется не "столбом", а на дно. То есть постоянный столб мути, столь необходимый при ловле уклейки и плотвы, в данном случае нежелателен. Шар прикормки должен достигнуть дна, где обязательно должен распасться на составные час­ти. При очень слабом течении, желательно чтобы комок стал распадаться на несколько час­тей в процессе падения. Сле­довательно, количество ком­понентов, создающих муть, можно сократить, увеличив ко­личество рыхлителей и утяже­лителей.

6.  При замешивании при­кормки добавляйте воду небольшими порциями, можно даже с промежутками во времени в последней ста­дии замешивания. Рыхлители впитывают воду не сразу, по­этому перед добавлением последней порции воды можно сделать перерыв (установите садок), после чего вернуться к замешиванию. Данный тип ловли - один из самых требо­вательных к консистенции  прикормки.

Приведу два рецепта при­кормки: один более сложный, а другой - доступный даже на­чинающим.

Рецепт для начинающих (цифры даны в частях):

1. Панировочный сухарь... 10
2. Отруби пшеничные.......5
3. Каша пшенная..................2
4. Геркулес............................. 1
Песок речной (глина)... 1
6. Ароматизатор - количество зависит от вида и
концентрации.

Более сложная прикормка (цифры даны в частях):

1. Панировочный сухарь........................8
2.  Отруби пшеничные............................4
3. Каша пшенная......................................2
4. Геркулес..................................................2
5. Кокосовая стружка...........................2
6. Манка.........................................................2
7. Кукурузная мука................................2
8. Зерна конопли (вареные)
................/
9. Семя подсолнуха (жар. мол.).....8
Ю. Семя конопли (жар. мол.)..........4
11. Семя льна (жар. мол.)....................3
12. Арахис (жар. мол.)........................ 4
13. Песок сахарный (пудра)
...............2
14. Песок речной (глина)......................2
15. Мотыль мелкий - до....................10
16. Ароматизатор - количество зависит от вида и концентрации.

Техника проводки.

Ошибочно полагать, что "была бы рыба, а клюнет она всегда". Многое зависит от того, как ведет себя насадка, а вернее, как вы ее ведете. На водоемах такого типа лучшими будут два вида проводки, которые можно че­редовать или совмещать в за­висимости от интенсивности клева.

1. Техника "плавной придержки". Самая про­стая из "продвинутых" мето­дов проводки. Ее суть состо­ит в следующем. Первую половину проводки осуществляет "свободный проплыв", а далее мы слегка натягиваем лесу от кончика удилища до поплавка и медленно ведем удилище вслед за поплавком. Скорость проводки примерно равна скорости течения, но все же чуть медленнее его. От процента замедления скоро­сти проводки относительно скорости свободного проплы­ва зависит величина подъема крючка над дном. По этой же причине может изменяться скорость подхода (сноса) ос­настки к берегу. Величиной подтормаживания мы можем добиваться "перепрыгивания" насадкой донных препятствий и четкого следования насад­кой определенного горизонта над дном. После начала при­тормаживания насадка начи­нает кроме вертикальных, де­лать и перемещения в сторону берега. Чем больше величина торможения, тем больше снос в сторону берега, но и тем выше поднимается насадка над дном. Вот этими двумя факторами вы и руково­дствуетесь, осуществляя "плавную придержку". Данная техника хороша на водоемах с течением при ловле любой рыбы (мелкой и крупной), хо­роша для ловли рыбы разных горизонтов (лещ - дно, круп­ная плотва - чуть выше). Же­лательно применять ее на во­доемах с не слишком резкими свалами, либо при глубинах, сравнимых с длиной удилища, то есть, если глубина состав­ляет более 2/3 длины удили­ща. В противном случае при придержке ваша насадка очень быстро ляжет на дно. Хотя в некоторых случаях это неплохо.

2. Техника "кратко­временных придержек". Похожа на предыдущую тех­нику, но отличается тем, что периоды придержки череду­ются со свободным проплы­вом. Глубина спуска устанав­ливается чуть большей глубины в точке ловли. После приводнения даем снасти опуститься, и как только попла­вок начнет затягивать под воду (за счет торможения насадки о дно), начинаем придержку. Тут важно интуитивно почувство­вать, когда насадка всплывет над дном на некоторое рас­стояние (10-30 см), и после этого снова даем снасти "сво­бодный проплыв". Насадка опускается на дно и снова на­чинает тормозить. Снова придержка. И так далее. Поклев­ка может ощущаться как более резкое ныряние поплав­ка в конце свободного проплы­ва, подергивание (всплытие) поплавка в момент придержки или преждевременное ны­ряние поплавка в течение сво­бодного проплыва. При использовании этой техники насадка идет сначала за, а потом перед основным гру­зом, то поднимаясь над дном, то волочась по нему, то уско­ряясь, то замедляясь. Но са­мое главное достоинство это­го метода - замирание насадки на дне на короткое мгновение в момент чередо­вания "свободный проплыв" -притормаживание. Часто под­лещик берет насадку именно в этот момент.