автор : Спиннингист (vertuwka) личный форум | личная страница

За крупным лещом по весеннему льду

Мормышка: все заметки, заметки автора.

За крупным лещом по весеннему льду.

Алексей Чернушенко, журнал "Рыбачьте с нами" 4/2008

Весна с каждым днем набирает силу. Люблю я это время. Время пробуждения, начала новой жизни. Наступает долгожданный период последнего льда.  Сейчас можно поймать любую рыбу: плотву, окуня, густеру, синца, леща, щуку,  судака, берша… Но все таки ловля крупного леща  весной – это разговор  отдельный и, безусловно,  заслуживающий внимания.

Почувствовав приближение весны,  стаи леща начинают активнее перемещаться по водоему, все чаще  выходя из русла на кормовые столы  – плесы. Рыба активно питается, и теперь  в ее рацион входят не только традиционные мотыль и ракушка-дрейссена, но и  рачки-бокоплавы, и другая водная живность, проснувшаяся с приближением  весны и живущая в толще воды. Не случайно весной леща можно обнаружить  не только у дна, но и вполводы и даже под  самым льдом.

Мормышка с подвесным  тройником выручит при  осторожных поклевках.

По моим наблюдениям, вне зависимости от водоема весенний крупный лещ предпочитает  держаться неподалеку от устья  притоков, поближе к свежей  воде. Если есть хотя бы небольшое течение, то наверняка удастся отлично порыбачить. Приток  свежей воды бодрит и привлекает эту рыбу.  Именно весной наступает лучшее время ловли леща на «чертик», «козу», «безмотылку» или  на «паровоз» из двух мормышек. Этими способами удается соблазнить активного леща  в местах его концентрации на  просторных плесах, благо лунки по весне не замерзают, да  и просверлено их рыболовами предостаточно. Хотя порой  даже в разгар весны лещ попрежнему держится у самого  дна и с удовольствием питается мотылем.

Тактика,  проверенная  практикой

Отправляясь за весенним лещом, я обычно настраиваюсь  сразу на два способа ловли:  «стационарный» – на прикормленных лунках и активный –  «на игру». Выбрав в качестве  района ловли предрусловой  стол с плавным понижением от  6 до 9 м, предварительно прикармливаю мелким мотылем  несколько лунок, расположенных  в шахматном порядке по плесу,  а затем приступаю к активному  поиску леща.  В качестве разведчика, на мой  взгляд, лучшие результаты дает снасть с «чертиком». Приманку выбираю с тонким удлиненным телом. На крючках –  цветной бисер; выше «чертика»,  на леске – пара ярко-лимонных  скользящих бусинок диаметром около 2 мм. Такое «вооружение» многократно провере-  но в ловле и леща, и плотвы, и  окуня. Прикормленные лунки  пока не трогаю, а начинаю поиск чуть в стороне, перемеща-  ясь с мели на глубину. Начиная с глубины 4-5 м, постепенно облавливаю слой за слоем  от средних слоев воды до дна.  Любой «тычок», любая задержка работы кивка – повод для  незамедлительной короткой  подсечки.

Из десятка  прикормленных лунок  уловистыми оказываются  одна-две.

Весной можно смело экспериментировать с техникой игры: со-  четать высокоактивную проводку с широкой амплитудой ко-  лебаний, игру с мелкими высокочастотными колебаниями, а  также классически замедленное  «пиление» и плавный подъем.  Лещ может атаковать «чертика»  и во время движения, и на паузе.  Специально для весенней лов-  ли «на игру» я применяю удилище, оснащенное хлыстиком из  пружинной стали с двумя балансирами. Перемещая балансиры по хлыстику, удобно регулировать частоту и амплитуду колебаний. Это удилище разрабо-  тали мои старые друзья – мастера Торгового дома «Артель».  Очень надеюсь, что уже в следующем сезоне оригинальная и  удобная удочка превратится из  рабочей модели в промыш-  ленный образец и поступит в  продажу.

Последовательно облавливая  лунки, постепенно перемещаюсь  в сторону руслового свала. Об-  наружив леща в определенном  горизонте, к примеру на 7 м,  продолжаю облавливать плес  на рабочей глубине. Если на  «чертика» рыба ловится хоро-  шо, то останавливаюсь на нем  (от добра добра не ищут). Если  же клев нестабилен или одо-  левает мелочь, имеет смысл  вместо «чертика» попробовать  «паровоз» из двух небольших  темных «уралок» с подсадкой  мотыля, стараясь с их помощью  соблазнить капризную рыбу  плавной игрой. Если фокус не  удался, возвращаюсь к прикормленным лункам, облавливая в  первую очередь те, которые  расположены на рабочей глубине. Для проверки прикормленных  лунок применяю и мормышку  (чаще всего небольшую темную «уралку» или вольфрамовую дробинку с подсадкой пары  мотылей), и тонкую поплавочную  снасть с крючком. По совершенно необъяснимым причинам на одной рыбалке срабаты-  вает какой-либо один вариант,  а на следующей – совершенно другой.

Нередко даже при полном отсут-  ствии активности леща в толще  воды на прикормленных лунках  наблюдается отменный клев со  дна, и рыба попадается отборная. При временном затухании  клева очень полезно подразнить леща в соседней лунке  «чертиком». Именно поэтому  «стационарные» лунки для прикармливания я сверлю парами.  Несколько проводок «чертиком», и вот уже поплавок в соседней лунке медленно, но уверенно идет вверх.

Ночной  «крупняк»

На многих водоемах крупный  лещ берет исключительно ночью.  Поскольку в последнее время  ночная ловля не запрещена и  практикуется все шире, стоит поговорить об этой увлекательной охоте за крупным лещом.  Даже на Истре и «Можайке»  есть все шансы ночью добыть  отборного леща. Хорошо ловится крупный лещ ночью на  Иваньковском и Угличском водохранилищах, а также на озе-  рах Валдая и на Селигере. Не-  однократно и весьма успешно  я ловил ночью леща в Смоленской области, на Яузском водохранилище, на озере Акатовское.

Зачастую там, где днем приличную рыбу и в глаза не видели,  ночью выходит матерый, упитанный лещ. Даже если весь  день в лунках брала в основном «фанерка», не отчаивай-  тесь. Если хотя бы на одной  лунке попался подлещик на  300 г, отметьте ее для себя. С  наступлением темноты прикормите ее мотылем и поставьте  палатку. Чаще всего крупного леща  ночью ловят «стационарно» поплавочной снастью или удильником с кивком. Уютно устроившись в палатке, осветив ее газовой лампой, рыболов в тепле  ждет поклевок. Первые могут  случиться уже в 9-10 часов, а бывает, что лещ выходит только  после полуночи. Порой рыба  берет как сумасшедшая в течение часа. В следующий раз на  том же самом месте поклевки  следуют равномерно с интервалом в 30-40 минут.

В ночной ловле леща пока еще  много загадок, но все-таки некоторые выводы, исходя из собственной практики, мне сделать удалось:

● На ночную рыбалку лучше  всего отправляться, хорошо  выспавшись и отдохнув. Если  глаза слипаются, спина затекает, а временами так и хочется сползти на бок – это не ры-  балка, а пытка. Кстати, большинство новичков «ломаются»,  так и не дождавшись поклевки. А ведь лещ может выйти на  прикормку и под утро, часа в  четыре.

● Качество снаряжения для  ночной ловли – вопрос важнейший, если не ключевой. Все без  исключения – от палатки до налобного фонарика – должно  быть грамотно подобрано и продумано. Только тогда рыбалка  превращается из испытания в  удовольствие.

● Глубину менее 7 м для ночной  ловли на большинстве водоемов считаю бесперспективной. Чаще всего ловлю на русловых бровках и «столах» на  глубине 9-12 м и более.

● Наличие даже слабого течения – фактор положительный,  особенно весной.

● Прикармливать ночного леща  надо обильно и качественно.  Экономить на этом не стоит.  Применяется только чистый мелкий мотыль.

● Даже если под вами глубина  10 м, советую соблюдать тишину, не греметь, не звенеть металлом. Крупный лещ к шуму очень  чувствителен.

● Как и днем, полезно время от  времени подразнить леща, по-  шевелив снасть у дна, или, чуть  приподняв приманку, поиграть  ею в придонном слое. Зачастую после таких нехитрых манипуляций сразу же следует поклевка.

● Полезно иногда и «чертиком» поработать в соседней  лунке – он раззадоривает леща.  Несколько раз у меня получалась полноценная ночная ловля на «чертика», а как-то лещ  брал и со дна на мотыля, и в полутора метрах выше него – на  «чертика».

● Поскольку именно ночью  есть шанс добыть трофейного леща, к встрече с ним надо быть готовым. Леску ставить прочную, не тоньше  0,17 мм, а на некоторых водоемах рабочий минимум –  0,2 мм; крючки – острые,  прочные, проверенные, с которых не будет досадных сходов. Всегда под рукой нужно  иметь багорик.

● Подводя леща к лунке, будьте готовы к сюрпризам: даже  если рыба идет легко и вяло, увидев свет, она порой бросается  наутек с несвойственной толстому увальню расторопностью.

● Наконец, если вы сегодня отлично половили, не спешите  демонстрировать свои успехи окружающим, «не светите место». Достаточно местным рыболовам один раз хорошенько  прикормить ваши лунки кашей,  чтобы до конца зимы лещ сюда  больше не заглядывал.

Китайскими фонариками светятся в ночи  палатки «лещатников».

Рыба моей  Мечты

Однажды на Рыбинском водохранилище я стал свидетелем  выхода стаи гигантского леща.  Ловили целой толпой. До этого  попадались синец и подлещик,  а тут – обрыв за обрывом! Народ волнуется, ругается, спешно перевязывает снасти. Наконец, один из рыболовов с помощью приятеля стал тихонько  вываживать рыбу, вдвоем они  еле просунули багориком леща в размытую талой водой  лунку. Сбежались все! Лещ  бронзовый, широченный, спина  толщиной около 8 см, не меньше 5 кг! Таких лещей на зимнем  льду я еще не видел. Быстренько разошлись по своим лункам,  стали переоснащать снасти:  ставить самую толстую из лесок,  самого крупного из «чертиков».  Вот уже и сосед слева возится  с крупной рыбой. Вскоре он пе-  ревалил на лед рыбину чуть поменьше первой. Неподалеку  слышна реплика: «Ноль двадцать  два оборвал, как нитку гнилую!»  Чуть впереди два рыболова пробуют завести рыбу в лунку. Подтягивается третий, за ним четвертый, в ход идет коловорот.

Разбуривать весеннюю широченную лунку – это серьезно.  Но не время смотреть по сторонам. Плавной проводкой облавливаю горизонт примерно 1,5  м ото дна. На паузе кивок выгнулся вверх, подсек – ощущение  такое, что зацепил бревно. Леска звенит, а ее диаметр 0,24 мм,  поскольку я ловлю удочкой для  отвесного блеснения. Медленно, метр за метром, поднимаю  монстра вверх. Рывок, и снова  леска летит в лунку, со скрипом пролетая между пальцами.  От волнения на лбу выступила испарина. Главное – не суетиться!  Постепенно удается поднять рыбу к лунке, лещ встал боком и  полностью загородил лунку. Вот  он снова зашевелился и ушел на  глубину примерно 3 м. Снова  подтягиваю его к лунке. На этот  раз он входит как надо – головой,  но примерно по «плечи». Ог-  ромная голова занимает почти  всю лунку. Хватаю багор, но тут  «чертик» вылетает из лещовой  губы. Лезу рукой в лунку, но где  там – только погладил. Жаль...  Рыболовы, сидящие впереди  меня, наконец-то справились  со своей рыбиной. Народ сбежался смотреть. Видно, есть  на что. Я тоже подхожу и теряю дар речи: на льду тяжело во-  рочается рыбина больше полуметра в длину, спина толщиной почти в ладонь, чешуя золотистая с кровяным оттенком.  Сразу видно – русловый, глубинный лещ, килограммов на  семь, не меньше.   Больше мне таких лещей зимой  ни видеть, ни ловить не дово дилось. Но мечта осталась. И  теперь мы каждую весну с  друзьями выезжаем на «Рыбинку» поохотиться за крупным  лещом.

Мини-фидер  отлично зарекомендовал  себя при ловле  со льда на течении.

Течение – друг  «лещатника»

До 2005 г. мне как-то не дово-  дилось ловить весеннего леща  на реках. А тут случилась оказия, и мы с товарищами отправились на Оку, в Рязанскую область. В составе группы был  завсегдатай тех мест, опытный  лещатник Максимыч. Мы же,  полностью положившись на его опыт, ехали учиться.

Для насадки приготовлены  крупный мотыль, опарыш и мелкий червь-навозник, для прикормки – сухие смеси и мелкий  мотыль. Максимыч наставляет:  «Кормить будем, опустив сетчатую кормушку на дно, в 2-3 м выше рабочей лунки. Не забывайте иногда кормушку потряхивать, чтобы ловить в струе прикормки. Про снасть все расскажу и покажу на месте»…  Снасть для ловли леща в исполнении Максимыча выглядела  следующим образом. Удилище с небольшой инерционной  катушкой и весьма упругим  кивком; основная леска –  0,22 мм, на леске – скользящее грузило-«оливка» или груша, резиновая бусинка-демпфер, в качестве стопора –  миниатюрный вертлюжок. Далее метровый поводок диаметром 0,15 мм с весьма крупной  оловянной «уралкой» на конце.  Насадка – пучок мотыля, пара  опарышей, червь или «бутерброд».

Условия ловли на Оке сильно отличались от привычной для меня рыбалки на водохранилищах: глубина около 6 м, сильнейшее течение. Устроившись в  2 м ниже кормушки и опустив  снасть на дно, Максимыч  плавной потяжкой поднял грузило и стравил еще 1 м лески.  Оснастка, подхваченная течением, «шагнула» вперед. Пауза, и  снова потяжка. Таким способом, очень похожим на ходовую донку, ему удавалось облавливать участок в 10-15 м вниз по  течению от лунки. На очередной  паузе упругий кивок четко среагировал на поклевку. Подсечка, неторопливое вываживание,  и вскоре в ход пошел багорик.  Отменный полуторакилограммовый красавец-лещ открыл  счет нашим трофеям…

Стараясь совершенствовать  снасти и технику ловли, я со  временем стал применять для весенней рыбалки на течении те  же удилища, которые использую  летом в качестве бортовых при  охоте за лещом с «чертиком» или  при ловле со дна с небольшой  кормушкой. Штекерные удилища, разработанные российской  компанией Торговый дом «Артель» и произведенные в Корее, представляют собой мини-фидер длиной 0,8 м, состоящий из двух колен и набора  сменных вершинок разной жесткости. Оснащать удилище  можно как проводочной, так и  безынерционной катушкой. Кивок не требуется – с его задачами полностью справляется  чуткая вершинка. Возможность  выбора ее жесткости позволя-  ет ловить с различными грузилами в зависимости от течения  и глубины.

А что, если попробовать ловить  фидерной снастью со льда?  Сказано – сделано. Вооружившисьскользящей осевой кормушкой, пробую использовать  прикормку с большим содержанием мелкого мотыля. На вся-  кий случай от стационарной  сетчатой кормушки, установленной выше по течению, пока  отказываться не буду. Набив кормушку прикормкой,  опускаю снасть на дно. Поводок  длиной около 1 м оснащен обтекаемой мормышкой типа  «уралка», но не со сквозным  отверстием, а с петелькой. Та-  кие мормышки на течении занимают более естественное по-  ложение и работают лучше. Не  успела снасть сделать и «двух  шагов» по дну, как последовала поклевка, и первый подлещик  на льду. Перезаряжаю снасть и  опускаю в лунку. Потяжка, пауза,  потяжка, пауза – поклевка. Вот  и второй подлещик.

Снова решаю изменить снасть  и половить с более тяжелой,  плоской кормушкой, установив  фидер стационарно. Переоснащение заняло две минуты. Тяжелая кормушка уверенно ложится на дно. Установив удилище на  комок, слепленный из снега,  слежу за вершинкой. Через три  минуты произошла поклевка. И  вот он, первый лещ, пойманный  настоящим зимним фидером.  Эксперимент мой удался на славу, рыбалка получилась отличной. А главное, я открыл для  себя новый, совершенно неизведанный способ ловли. Сегодня я уже применяю не одно, а  два, иногда даже три удилища,  что позволяет экспериментировать с различными насадками и оснастками. Появились в  арсенале и специальные под-  ставки, позволяющие удобно  устанавливать мини-фидер на  льду. Поскольку все чаще лов-  лю с утяжеленными кормушка-  ми, использую безынерционные  катушки – с ними проще и удобнее. На реке отлично работает  не только оснастка с  мормышкой, но и классическая – с одинарным крючком. На  сильном течении полезно под-  грузить длинный поводок одной-двумя небольшими свинцовыми дробинками.

Постепенно подобрав рецептуру зимней прикормки и выработав тактику прикармливания,  я отказался от стационарных  кормушек и теперь ловлю только с кормушками в составе оснастки. В начале ловли применяю более рыхлую прикормку,  чтобы создать в потоке шлейф  ароматных и вкусных частиц.  По мере того как рыба подходит и клев активизируется, немного увеличиваю вязкость прикормки, чтобы не слишком часто приходилось набивать кормушку.

Я уверен, что у зимнего фидера  есть все права на жизнь и наверняка найдутся рыболовы, которых увлекла эта идея. Пробуйте, экспериментируйте, творите  – и удача будет с вами!

Статья с сайта журнала «Рыбачьте с нами» www.rsn.ru