автор : МАРАТ (MARIK) личный форум | личная страница

Голавль осенью. Спиннинг.

Спиннинг. Техника и тактика: все заметки, заметки автора.

Осенняя ловля голавля - хронология одной рыбалки.

Осень - это особая и непростая тема в ловле голавля спиннингом. Голавль, как и вся рыба, в зависимости от сезона меняет свои стоянки, режим питания и вкусовые пристрастия. А осенью меняет настолько, что многие рыбаки просто завершают ловлю голавля спиннингом ещё в начале сентября. Ранее бытовало мнение, что именно осень лучший сезон для голавлиного спиннинга, но сейчас ситуация изменилась вплоть до прямо противоположной – сходит на нет лето и так же затихает активный лов голавля спиннингом. Почему же современный голавль к осеннему похолоданию, по общему понятию начинает «игнорировать» спиннинговые приманки, а в частности воблер? Вопрос однако…

Хотелось бы конечно порассуждать на эту тему: про разные предпочтения голавлём воблеров по типу - летом феты, а осенью минноу; про разные места стоянок – с похолоданием голавль скатывается в глубину, где ловить его намного сложнее и совершенно не так, как мы ловили его летом; про разные проводки – осенний апатичный голавль требует спокойные проводки и вялую игру и т.д. и т.п.. Но это всё слишком неоднозначно в свете различных условий ловли и разных погодных условий – осень от осени в разные года сильно различается, да и наши реки слишком разные по профилю дна и размеру. Поэтому делать какие-то однозначные выводы просто ошибочно – нужен персональный подход к каждой рыбалке в отдельности, о чём сейчас я и хочу поговорить. Суть этой статейки - необходимость анализировать развивающиеся события непосредственно в ходе данной рыбалки и делать выводы, которые помогут определиться сейчас и в последующие ближайшие выезды в данное место. Именно для этой реки, непосредственно для этого места и в ближайшее время. Пройдёт неделя-другая и всё измениться настолько, что все ваши наработки могут стать совершенно бесполезными. Это идеальный подход – ловля подряд с минимальными перерывами, с возможностью отслеживать изменения в поведении рыбы и смены мест её стоянок. Итак как пример, разбор-хронология одной осенней рыбалки.

Данный анализ происходящего не мой единоличный, а совместный с моим постоянным напарником по рыбалке и другом с малолетства – Александром. Так получилось, что эту осень я совсем не ловил – проблемы со здоровьем, а в гуще событий был Александр, что для меня равнозначно реальной ловле – ловим и думаем мы почти одинаково и после каждой рыбалки мы делали подробнейший разбор, занимающий не один час, а порой и не один день. Ну и естественно получали какие-то выводы и рабочие заметки на будущее. Опуская все мелкие детали наших рассуждений, попробую провести логику анализа и что из этого следует.

Так вот – река Уфа, конец сентября, вода низкая, чистая, холодная, погода на данный момент устойчивая – облачно, холодно, без осадков, НО на подходе циклон с минусовыми температурами и заливным дождём и даже снегом. До прихода циклона около трёх дней. Итак, анализ первый и предварительный – погода. Практика показывает, что перед сменой погоды в худшую сторону, со значительным падением давления и затяжным дождём, часто бывает кратковременный жор – рыба отъедается перед вынужденным голоданием. Но большой вопрос – за сколько дней перед сменой погоды будет жировать рыба. Тут больше расчёт на удачу, а примерный ориентир – 2-3 дня до смены. Александр попадал на рыбалку именно в этот промежуток, что обнадёживало.

Анализ второй – состояние воды. Вода оказалась низкая до неприличия и совершенно прозрачная. Трава уже вся опустилась и дно просматривалось даже на трёх метрах. А то что вода уже по осеннему холодная, сразу подталкивало к мысли, что голавль уже скатился в ямы. Что позже в основном и подтвердилось. Но какие бы предварительный выводы мы не делали и насколько бы в них не были уверены, всё равно обязательно делаем контрольный облов везде и на всё. Слишком часто рыба преподносит нам сюрпризы. Так же и Александр начал ловлю с облова всего подряд – с перекатов и постепенным сплавом на лодке к нижерасположенной яме – то есть поиск стоянки голавля «методом тыка». Способ облова простейший – якоримся и веером облавливаем вокруг, разными приманками и разными проводками. Далее поднимаем якорь и сплавляемся на десяток метров ниже. Вроде бы простой и безошибочный способ, НО! Облов места происходит в краткий промежуток времени и не факт, что в данном месте голавль не начнёт брать через час. Именно на это я и сделаю акцент в дальнейшем.

Итак, постепенно обловив мелкий участок реки и не обнаружив там голавля, Александр спускается в глубину. Яма здесь узкая, протяжённая, глубиной до 3,5 метров. Расположена вдоль левого берега, а до середины реки от противоположного берега идёт мель, на которой течение более быстрое - струя. С мели идёт среднего уклона свал в глубину, где течение уже медленное. Логично конечно ставить лодку на свале и облавливать забрасывая на течение, с выносом воблера в тиховодье. Тут возникает первая проблема – заглубление воблера. Пользуясь например метровым 44ым, хорошо облавливать течение на мели и начало свала. Но с выходом воблера в глубину, заглубления не хватает для проводки у дна. А по моим понятиям, в этих условиях голавля трудно поднять ото дна вполводы, как это легко происходит в активный летний период. Значит вывод один – облавливать каждый участок воблерами с разным заглублением. По сути Александр это и делал – он просто ставил все воблеры подряд, с разным заглублением и формой тела. Не забывая так же и про вращалки.

Начав ловлю в 12 часов дня, к облову глубины он приступил примерно в 16 часов. Первый проход ничего не дал. Ни одной поклёвки! Обратите внимание. Но мы не привыкли отступать. Поднявшись вверх он начал повторный облов. Время подходит в 8 часам вечера. На очередном участке, на выходе воблера со струи на свал, наконец-то воблер атакует голавль. Первенец в 600 грамм. Лично для меня это значит очень много – есть один, значит есть и ещё. Так же и Александр начинает конкретный облов этого участка. Подобно многим рыбакам, он «логично» делает ставку на «осенний» тип воблера - минноу. В итоге ловит ещё одного голавля на коттусовский Bill Minnow с заглублением до трёх метров. Вроде бы это подтверждение теории о лидерстве миношек осенью. Но всё же явно чувствуется, что это не совсем то что требуется. Слава богу мы стереотипам не подвержены и Александр пробует все приманки подряд. И вот поставив на очередной смене фет Bon Cot в 5 см. длиной (это копия Черри от Джаскалл), он ловит подряд 3 голавля весом от 1,2 кг. до 800 грамм.

Следом логичная тишина. Голавль насторожен. Делает следующую замену и конечно ставит опять воблер таких же пропорций. Это пузатый EQ 041SP 50 мм. от Страйке Про. И опять три голавля подряд с этого же места. Следующая смена - так же довольно объёмный фет Obese Crank от Ривер ту Си. Ещё 2 голавля приличного размера. Результат очень неплохой для этого времени. Голавль напуган и больше клёва нет. Александр логично рассуждает, что с поимкой первого голавля (21:00) начался вечерний клёв. Значит надо попробовать обловить всю яму снова – возможно голавль стоит на всём её протяжении. Он поднимается вверх и облавливает всё с самого начала. Но везде пусто! И только спустившись до того же участка, он снова ловит голавля. Это знакомая и привычная картина – голавль стоит на резко ограниченно участке. Александр спускается ниже и прочесав ещё 50 метров свала, определяет что голавль стоит все во лишь на двадцати-двадцати пяти метрах реки. Поклёвки происходят в основном на выходе воблера с мели на свал – на границу струи и тиховодья.

Так он ловит до самой темноты, постоянно меняя воблеры (работали только феты в 50 мм.!) и клёв постепенно стихает. А ночью на мели начинается бешенное бултыхание рыбы разных размеров по всей реке. К большому сожалению он ночью не ловил, что меня очень огорчило - вполне вероятно, что именно ночью трофейный голавль выходит на жор на мелкий перекат. Когда мы едем вдвоём, то обязательно ловим на разных местах и так же стараемся пользоваться разными приманками, а потом делаем сравнение-выводы на будущее. Эту ночь я бы никак не пропустил, но… Что поделать – в следующий раз.

Наступает утро и ещё в сумерках Александр спускается на вчерашнее место. Первый облов ничего не дал – пусто. Время к восьми часам утрам. Обратите внимание на время. И вот на вчерашнем участке начинается активнейшая игра голавля! Всплески рыбы всех размеров – от двушек до полкило. Александр чуть с ума не сошёл перебирая в экстренном порядке все приманки из своих коробок. И ничего! Ноль. Кто попадал в такую ситуацию знает каково это, когда перед вами во всей красе плещется рыба отличного размера и ни в какую не берёт. Такое издевательство продолжалось с полчаса. Постепенно гладь воды успокоилась и последовала первая поклёвка. Опять те же феты и такие же проводки. Со стиханием клёва Александр пару раз проверял реку выше и ниже, обловил ближе к берегу глубину и так же мель у другого берега. Нет – голавль стоял как привязанный на одном двадцатиметровом участке. Это уже закон и он нас не удивляет. Именно поэтому постоянно делаю упор на поиск голавля! Очень просто пройти мимо такого участка течения, длинной всего 5-6 метров, где стоит голавль. Поэтому только подробное прочёсывание реки подряд и вдобавок в разное время.

В итоге клёв продолжался до обеда и постепенно затих. Проверка других мест ничего не дала – клёв голавля явно зависел от времени. Это вечерний – с 21:00 до темноты. И утренний – от 09:00 до обеда. Возможно был и ночной клёв. К ночи конечно голавль смещается с дневных стоянок на мелкий перекат. А насколь интересна и результативна может быть там рыбалка, даже и не стоит говорить.

В сравнение и для общего понятия, приведу статистику следующей рыбалки через 10 дней на том же месте. Погода устоявшаяся и тёплая – бабье лето. То есть погодные условия совершенно другие. Вода так же совсем иная – после прошедших дождей был подъём уровня и помутнение, а к этой рыбалке вода упала до нормы и почти очистилась. Короче всё совсем иначе. Голавля на прежнем месте конечно не оказалось. Попадался он в разброс по всей реке. Размер правда приличный – от килограмма до 700 грамм. Но мало и клёв совершенно неопределённый. К сожалению ловля была только один день – обстоятельства не позволили половить полноценно и к ночи пришлось уехать. Но факт что со сменой условий, на том же месте, ловля совершенно изменилась.

Итак, какие можно сделать выводы.

Во-первых - это явно выраженное время клёва. Есть конечно небольшая вероятность, что Александр не попал на дневные точки. Но утренняя игра голавля на месте ловли показала, что он здесь есть и просто не берёт. Так что без сомнений время ловли играло большую роль. Второе – это приманки. Лично меня очень порадовало, что общепринятое мнение о переходе к осени на воблеры типа минноу, совершенно не подтвердилось. Как раз наоборот – работали приманки именно формы «фет». Размер довольно не маленький для голавля – 50 мм. В «пузатой» форме, это довольно объёмный воблер. Жаль что у Александра не оказалось фетов ещё большего размера - возможно размер так же имел значение. Но суть в том, что нет каких-то определённых рамок для типа воблера в определённый сезон. Минноу, фет или что-то другое – это покажет данная рыбалка. Можно лишь предполагать, вспоминая прошлые рыбалки в таких же примерно условиях.

Далее – игра воблеров. Тут такое замечание: первым делом, когда обнаружилось что «выстрелили» немаленькие феты, я спросил у Александра работал ли мой любимчик - риверовский Gripp 55. Оказалось что нет. Сразу начали разбирать какова же была игра у рабочих воблеров. Оказалось что это – среднечастотная (ближе к мелкой) игра, неупористая и со средней (небольшой) активностью. А у Гриппа же игра широкая и мощная и он не работал. Делайте соответствующие выводы… Одна миношка тем не менее тоже сработала и принесла так же тройку голавлей. Минноу с выраженной собственной игрой. Его плюс – большое заглубление – воблер пробивал до самого дна в отличии от фетов с заглублением от полуметра до 1,5 м.. Рабочая расцветка преобладала светлая, что вполне ожидаемо.

Ну и наконец место стоянки голавля. Глубина, но не дно ямы, а рядом с течением на свале. Поклёвки стандартно - на выходе из струи. Проводка – снос. Никакой выраженной анимации. Перекаты-мель в дневное время не работали, но возможно ночью голавль там брал, по крайней мере он там присутствовал, что показала его активная ночная игра. И конечно надо выделить активный клёв перед сменой погоды – за 2-3 дня перед приходом циклона. Кстати для сравнения с осенью, вспоминается первая рыбалка самой ранней весной. Когда по всем понятиям голавль вообще не попадается на спиннинг. Ещё даже первые травинки не позеленели, а я уже поймал первого нормального голавля более килограмма. И не одного конечно. Тогда сработал минноу со сравнительно широкой игрой, на самой вялой проводке. И вспоминая те рыбалки, признаю, что даже не попытался ловить на такого размера феты. А может зря? Это о вреде стереотипов в рыбалке… Ну вот пожалуй и всё. Думаю это были последние рыбалки в этом году. Ждём следующую весну, а пока готовим зимние снасти. Всем удачи!

Марат (MARIK)

ПОДРОБНОСТИ >>

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

>>> "Три дня на Уфимке. Отчёт"

>>> "Голавль в августе"

>>> Видео: "Голавль и цвет воблера"