автор : Koreh (xxx74rus) личный форум | личная страница

Подробно о балансирах. часть 2

Блеснение: все заметки, заметки автора.

Алексей Андреев. 2005 г.. "БАЛАНСИРЫ ОТ «А» ДО «Я»" Продолжение... Читайте начало статьи: «ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»

Балансир, он как самолет, должен «планировать» подо льдом, имитируя собой легкомысленного малька. Из чего состоит эта приманка, и какую роль играет каждый ее элемент? Как ее заставить лучше «парить» в воде? Об этом постараюсь ответить подробнее ниже.

Все началось с тех времен, когда балансиры у нас в стране были не известны. Из-за границы, мне привезли подарок – неизвестную приманку, длиной порядка семи сантиметров. Что это такое и как на нее ловить, ни кто не мог ответить, были только одни предположения. Испытали ее на одном из заводов, в большой и глубокой промышленной ванне для закалки деталей. И эти испытания привели всех наблюдавших в восторг! Ее необыкновенная игра, просто не могла не понравиться. После того, как подобрали к ней игру удочкой, она стала плавать по ванне как маленькая настоящая живая рыбка. Так как приманка была в единственном экземпляре, а желающих ее обловить хотели все, решили сделать копии, дабы не утерять подлинник.

Отливали тела приманок из чистого олова - чтобы снизить их вес, хвосты гнули на газовой плите из оргстекла и клеили на эпоксидную смолу (фото 4, верхняя модель).

Но не все приманки стали плавать как оригинал. Повезло и то, что в магазине достали книгу о рыбалке (купить любую книгу, на рыболовную тематику, в те времена было большой проблемой) – перевод одного скандинавского издания о местных и малоизвестных способах ловли рыбы зимой. Вот и нашли там скудные сведения про балансиры. Самое интересное, что рисунок приманки в этой книге был напечатан «кверх ногами», но теория правильной балансировки была описана достаточно подробно. Приведены были и иллюстрации, как должна вести себя приманка в воде и на воздухе. В результате все наши копии, после доработок и исправлений стали плавать достаточно хорошо.

И вот первые испытания. Они прошли в низовьях реки Нерль, впадающей в Волгу. В течение нескольких часов мы лишились практически всех наших приманок. Были поклевки щук, досадные сходы из-за перекусов лески, но пару штук, мы все-таки поймали! И это при отсутствии поклевок у местных рыбаков! Приманка оказалась очень эффективной, и мы с энтузиазмом принялись продолжать их кустарное изготовление, причем попробовали сделать балансир меньших размеров – на окуня (фото 4, снизу). И первое испытание по окуню тоже превзошло все ожидания – на маленькую, 4-сантиметровую приманку, на Пестовском водохранилище в Подмосковье, было поймано за пару – тройку часов пять щук! Чуть позже, по последнему льду, мы просто «оторвались» по окуню и окончательно подсели на балансиры. Но, это история, а теперь немножко теории и практики.

Для того, чтобы балансир хорошо «плавал», то есть планировал в толще воды, привлекая хищника, и успешно его ловил, он должен удовлетворять нескольким основным правилам. Не зря, по аналогии, я сравниванию его с самолетом. Если приманка будет прыгать, кувыркаться и делать неопределенные движения, хищник вряд ли обратит на нее внимание, такая игра приманки его насторожит и, скорее всего, отпугнет. Если подвесить балансир к леске и удерживать его на воздухе, он должен немного приподнять свою переднюю часть – голову. Причем у мелких моделей угол подъема головы обычно круче, на крупных моделях меньше (некоторые модели балансиров висят почти перпендикулярно леске), то есть он индивидуален для каждой конкретной модели. При опускании приманки в воду, она принимает близкое положение к горизонтальному или чисто горизонтальное, относительно дна. То есть, при таком балансе, при взмахе удочкой балансир, благодаря своим аэродинамическим свойствам, должен максимально уходить в сторону. Чем это он делает лучше, тем приманка более уловиста, так как все поклевки происходят при ее свободном движении после взмаха в первоначальное, самое нижнее, положение и во время паузы. Чем приманка уйдет дальше, чем более продолжительный будет ее возвратный ход – тем больше времени будет плыть балансир, привлекая потенциальную жертву. Да и большую территорию такая приманка будет облавливать – ближе подплывая к пассивному хищнику.

В ходе ловли балансир делает в воде фигуру похожую на восьмерку, положенную на бок. При опущенной приманке в воду, балансир находится в самой нижней точке, леска вытянута вертикально. При взмахе удочкой, леска тянет приманку вверх, а за счет аэродинамики приманки, ее тело, немного опустив хвост, уходит резко в сторону. При лучшей балансировке, приманка уходит в сторону дальше и, следовательно, обловит большую площадь под лункой. Сразу после взмаха удочкой, балансир продолжает движение по инерции, планируя, уходит еще дальше в сторону. Как только приманка выберет слабину лески, она останавливает движение вперед, разворачивается и по принципу маятника возвращается к нижней начальной точке. Выдержав паузу, при очередном взмахе приманка устремиться в том направлении, куда в это время была повернута ее голова. И таким образом, приманка делает восьмерки в толще воды, вызывая у хищника хватку.

Хвост – один из основных элементов приманки. Его форма изменяет не только аэродинамические показатели, но и делает игру более мягкой - это относится к хвостам из натурального беличьего меха (фото 5).

Но все же, наиболее популярны приманки с хвостом из пластика. Они облавливают наибольшую подводную площадь. Преимущества мягких хвостов (арт. 8121 и 8131) в том, что эти приманки наиболее эффективны в глухозимье, да и их «живой» хвост изменяет свою форму из-за завихрений воды и в конце длинной паузы, когда приманка, остановившись, начнет разворачиваться, пройдя нижнюю начальную точку. Как было сказано, хвосты бывают мягкими и жесткими: пластиковыми или металлическими. Существуют приманки и без хвостов – их уловистость в водоемах с высоким рыболовным прессингом самая низкая. Для увеличения их уловистости, на задний крючок можно рекомендовать насаживать мелкий твистер из высококачественной резины. При выборе приманки посмотрите на качество приклейки хвоста, он должен быть вклеен без перекосов, иначе примака будет ходить кругами, но вот как к этому рыба отнесется, большой вопрос.

Крючок – этот тот элемент, без которого рыбу не поймать! В классической расстановке на приманке их три: спереди, сзади и подвесной крючок под ее брюшком. Подвесной крючок во время ловли совершает дополнительные колебания, на которые хорошо реагирует хищник. Поэтому на эти крючки происходит большинство поклевок – не менее 75%. На передний и задний крючок попадаются наиболее «голодные» крупные экземпляры, и рыба во время хорошего клева. Если Вы попали на стаю активного окуня, то на балансир, при увеличенной паузе, можно поймать сразу два экземпляра!

Есть модели, на которых передний крючок повернут вниз (фото 6).

Это сделано для того, чтобы при ловле на мели и из подо льда, при ударе крючка об нижнюю кромку, он не деформировался и в результате не сломался при его разгибании. Зацепистость рыбы, от вниз повернутого крючка, не снижается, как пример, все нахлыстовые мушки имеют ориентацию жала вниз, а вот случайная излишняя зацепистость его о нижнюю кромку льда теперь исключена.

Нижний подвесной крючок может висеть непосредственно на застежке балансира, а может и на цепочке (фото 7).

Этот крючок может быть с мушкой (арт. 81170), с цветной капелькой (арт. 81171) или без всякой подсадки (арт. 1082NSB). Мои наблюдения показали, что в самый плохой клев, все же «чистые» подвесные крючки более эффективны, а при хорошем клеве, дополнительная бижутерия – прибавит прилов. Некоторые, в большей части иностранные эксперты, советуют подсаживать на подвесной крючок с поводком натуральные насадки – червя, опарыша, кусочки рыбы и т. д. При плохом клеве это должно улучшать результат. Я, при ловле на балансиры, натуральными подсадками не пользуюсь из-за принципа, поэтому добавить к этому совету ни чего не могу.

При осмотре балансира, обратите внимание и на качество проволочной петли, к которой приманка крепится на леске. Она должна быть из проволоки с гладкой поверхностью, без заусенцев и дефектов. При использовании застежки это ни как не отразится во время рыбалки, а вот при использовании воблерного узла потеря балансира с рыбой обеспечена. Нижняя застежка, для подвесного крючка, должна обязательно быть выполнена из пружинистой закаленной проволоки и надежно фиксировать в своем замке подвесной крючок....

В следующей части буду рекомендации по выбору снастей от Алексея Андреева.

Читайте начало статьи: «ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»

Читайте так же: «ОКУНЬ НА ВЕРТИКАЛКУ»