Регистрация       Нас уже: 219310

автор : Алексей Соболев (AgentSPb) личный форум | личная страница

Две реки… Мга и Медведица

Водоёмы. Развёрнутые отчёты: все заметки, заметки автора.

Как-то «исторически» сложилось, что традиционными водоемами где я ловлю рыбу у меня это всего две реки — тверская Медведица и Мга в Ленинградской области. Причем на Мге со спиннингом и поплавочкой нормально, а с нахлыстом явно сложнее из-за довольно заросших берегов. И я с высоты своего никакого еще уровня нахлыстового профессионализма не очень представляю нахлыстовую ловлю на Мге. А вот на Медведице полнейшее раздолье для любого вида любительского рыболовства. Хоть с берега, хоть взабродку. Река в наших краях очень комфортная для ловли.

По видовому ихтиосоставу обе реки довольно схожи, равно как и все реки Северо-Запада России, но разница имеется. В Медведице не бывает хариуса, миноги и колюшки, а во Мге нет жереха. Правда насчет хариуса в Медведице я могу ошибаться и не исключено, что он там есть, но упоминаний я о нем относительно этой реки не встречал. Хотя в реках Тверской области он разумеется водится. Медведица, к тому же, интересней и в плане ожидаемых трофеев. Она богата немелким голавлем, довольно крупным жерехом, про плотву и уклейку я и не говорю даже. Во Мге рыба мельче и только ближе к Неве можно расчитывать на серьезный многокилограммовый трофей. Да собственно и сама река намного меньше. Только так называемая «Большая Мга», то есть последние километров пять в нижнем ее течении, по ширине и глубине напоминает тверскую Медведицу. Медведица к тому же имеет и чуть более быстрое течение. Про то что вода во Мге красно-коричневая торфяная, а в Медведице прозрачная я упоминать и не буду.

Мга и Медведица

Медведицкий затишок. «Потаённое» место…

Крупнить с приманками не стоит в обеих реках. Воблеры, колебалки и джиги сантиметров до семи-восьми «ростом», максимум до десяти, а то и вдвое меньше. Вертушки — до троечки. Крупность приманки никак не гарантирует большую размерность улова, все же эти реки не Ладога и не Ильмень. Скорее крупные приманки в этих реках, да и не только в них, то есть семь-восемь-десять сантиметров длиной, принесут некрупных щурят. Не понимаю почему, но у меня чаще именно так. А вот на «мелочь» вполне можно ожидать солидный трофей. Пусть не часто, но бывает. В моей недолгой практике спиннингования такое случилось дважды и оба раза в разное время года и в обоих случаях на вертушки — на единичку щука на 2,7 кило в Большой Мге и жерех на 3,2 кило в Медведице на двоечку. И это я еще не говорю про видимые мной выходы. Очень интересно делают свой выбор окуни — на вертушки прокрупнее чаще «садятся» микро-окушки, а более мелкие блесны больше хватают солидные окуни.

Если сравнивать обе реки в плане «потаенных» мест, имеются ввиду всевозможные заводи, заливчики, затишки, то Медведица даст очень существенную фору. Мга достаточно однообразная река, левый берег высокий и напрочь заросший практически по всей протяженности реки, правый «с вариантами», а все ее разнообразие больше выражается в приличном количестве перекатов. Что делает ее очень популярной среди байдарочников по весне когда вода еще довольно высокая. Летом там просто неудобно сплавляться и нет куража присущего горным рекам или порогам на Карельском перешейке. А вот по Медведице сплавляться лучше именно летом. По весне это мощный, мутный и бурлящий поток. Очень рисковано. Зато летом раздолье для семейного сплава и этим пользуется очень много народа. Тем более что виды с воды на Медведице открываются просто потрясающие.
Но вернемся к «потаенным» местам на Медведице. Все эти местечки означают только одно — довольно добычливую рыбалку. Разумеется «добычливую» относительно Мги, так как в России рек немало и есть такие в которых рыбалка гораздо более результативная чем в Медведице.

река Мга

Мга.. Типичная Мга.. Перкат (по нашему — запруда)

Подытожить можно эстетическим впечатлением об этих реках.

Мга-река мне видится темной, как колдунья-ведунья. Берега ее навевают холод, местами вплоть до могильного. Оно и не удивительно — солнечная сторона высокая, заросшая высокими деревьями и тень на воде почти постоянная. Именно в таких местах и имеет смысл ловить в яркий жаркий день. Причем Мга позволяет ловить вне зависимости холодно на улице или стоит испепеляющая жара. Вода в реке всегда прохладная из-за тени и из-за наличия ее на процентах этак семидесяти поверхности дает рыбе возможность вполне комфортно себя чувствовать.

Медведица это как сказочная красна-девица. Яркая, солнечная, светлая, всегда открытая для доброй беседы. Даже в местах где высокий берег, заросший высокими вековыми деревьями, там всегда светло. Даже если на воде тень от прибрежного леса. Рыбалка в Медведице более зависима от того насколько жарит солнце и в жаркую пору рыбу уместнее искать как раз по затишкам под кувшинковым ковром, с теневой стороны разного рода тростника и камыша.

Мга

Река Мга в пору наполовину высокой воды.

Вот такой вот получился миниобзор моих родных рек. На Мге я вырос, а к Медведице прикипел уже позже и именно на ней и познавал азы настоящей рыбалки. Именно наблюдения на Медведице и составляют основную базу моего личного опыта. А на Мгу, реку детства, я возвращаюсь раз за разом и даже подумываю там, в своих местах, вновь обзавестись дачей. Может все и срастется. Поживем — увидим!