автор : Fedor Letuchev (FLetuchev) личный форум | личная страница

Щука тоже иногда сбивается в стаи.

Спиннинг. Техника и тактика: все заметки, заметки автора.

Щука, как общеизвестно, хищник засадный, предпочитает охотится из-за укрытий, в стаи не сбивается.  Это окунь, судак и жерех, как правило, охотятся стаями. Этот стереотип был навязан нам - рыбакам рыболовной литературой, издаваемой со времен повествований от Л.П. Сабанеева вплоть до конца прошлого века. Так думал и я, пока лично несколько раз не убедился в том, что в какой-то период времени, кроме нереста, щука может собираться в стаи. Подтверждением этому явилась неоднократная поимка с одного локального места в течении одной рыбалки нескольких щук, от пяти до двадцати штук в разных случаях. Пять щук в одном месте это уже стая, а если учесть еще непойманных щук, то это уже немаленькая стая.

Почти всех рыб в той или иной степени можно отнести к хищникам. Различать только что вылупившихся из икры личинок от других водных козявок ни кто из рыбного сообщества и не собирался. Что догнали, и в рот полезло, то и съели. Как правило, в рамках водоема щука находится на верхней ступеньке пищевой цепочки. Эволюционный путь ее развития приучил, есть все, включая в рацион даже своих меньших размером родственников не исключая даже любовников во время нерестовых игр. Борьба за пищу, вот что сделало щуку настоящим хищником одиночкой, абсолютно не терпимым к любым конкурентам. Щука имеет выраженную привязанность к понравившейся ей территории. Облюбовывает на ней несколько укрытий, и прокладывает свой характерный маршрут движения между ними. При этом нападает на своих жертв как из укрытия, так и при движении по проложенному маршруту.  Со своей территории щука может быть изгнана только более крупной особью. Если же щука поймана рыбаком, то ее интересное место после пришествия какого-то отрезка времени также занимает другая родственная особь.

Все эти щучьи привычки работают при привычном размеренном образе жизни в естественной среде обитания - реках и озерах, к которым не успели «по хозяйски» притронуться руки человека. Но как только для какой-то акватории меняется устоявшийся, на протяжении определенного периода времени, ход привычных событий, меняются и привычки ее обитателей.

Уже более десяти лет по открытой воде со спиннингом я рыбачу в верховьях Сурского водохранилища, в местах впадения рек Суры и Узы. В летний период времени в этих местах основная масса щуки стоит в прибрежных зарослях тростника, камыша и рогоза, каждая на своих отдельных условных квадратных метрах зарослей. Вылупившийся из икры малек стоит там же, поглощая зоопланктон. Его пасет окунь, а рядом лакомятся личинками водных насекомых плотва, карась и другая условно мирная рыба. Короче, все кого-то едят, а щука ест их всех и чувствует себя комфортно в этих водных зарослях в несколько сотен гектаров. На чистой воде щука хоть и присутствует, но поимки ее носят единичный характер, редко удается поймать более одной особи с одной точки. То есть, все по «классику», но так продолжается только до того момента, пока держится летний уровень воды в водохранилище.

После планового предзимнего сброса воды из водохранилища, уровень воды в течении короткого промежутка времени падает почти на два метра. Вода отступает от райских зарослей водной растительности, и вся живность скатывается в русловые ямы, готовясь к зимовке. Щука, вслед за белью покинув свои привычные места в зарослях, на новых местах «общежития» просто вынуждена терпеть своих сородичей, сбиваясь таким образом в стаи. Как правило, щука занимает места на входах и выходах в русловые ямы, карауля там скатывающуюся с уходом воды свою кормовую рыбу. Кормовой рыбы столько, что  хватает всем, и родственные особи как-то уживаются между собой на новых локальных акваториях.  С таких мест нередки поимки щук разной весовой категории от одного до пяти килограмм. Во время общей трапезы, просматриваются следы коллективной охоты. Образуются «котлы» на подобие жереховых. При этом часть особей, временно сплотившегося щучьего племени, кормятся прямо с поверхности, оставляя при этом мощные буруны на водной глади. Этот период времени настоящий рай для спиннингиста. Достаточно встать в «интересном» месте, подобрать приманку, близко похожую на кормовой объект  пирующих щук, и будешь косить зубастых десятками, при этом не сходя с места. В эти счастливые для рыбака моменты, главное вовремя остановиться, что сделать бывает очень трудно, по себе знаю.

А летом 2010-го года из-за аномально жаркой погоды, побившей все рекорды, вода в водохранилище зацвела чрезвычайно рано со второй половины июня. Сине-зеленый микро-водоросли, этот бурно и быстро растущий биопланктон верхний слой воды сделал желеподобным и сбился вдоль берегов в зарослях водных растений. Перекрыв своей массой доступ кислорода с поверхности воды. Всей рыбе, стоящей в этих зарослях, стало находится там некомфортно, и она была просто вынуждена покинуть райские заросли и выйти на чистую глубокую воду «русловых корыт». Повышенная температура воздуха и как следствие воды убыстрили внутренние биоритмы щуки. Т.е. с увеличением температуры воды, вероятно, убыстрился процесс переваривания щукой съеденного корма, и она кормилась без остановки, жадно хватая все, что двигалось мио нее. В этот момент времени щука также была вынуждена стать стайной рыбой, и терпеть друг друга.

На одной из рыбалок в тот период имел место быть такой достаточно курьезный случай. Как-то на рядом стоящей лодке рыбачили одновременно два спиннингиста. Клев был такой активности, что к обеду рядом с их лодкой на нескольких куканах плавало более трех десятков щук. Три десятка щук – это уже искусственно сбитая стая. И вот одна из еще непойманных щук  наверное буквально так это и поняла, присоединившись к этой стаи. Она встала рядом с плененными сородичами, и кто теперь знает, что она себе там думала? Очнулась и затрепыхалась она только в сачке, ловко наброшенном на нее одним из нерастерявшихся рыбаков.

И еще из тех рыбалок вспомнился не раз повторившийся случай поимки сразу нескольких щук подряд в течении каких-то минут прямо из под лодки. Предположительно, при холостых проводках, следующая за приманкой щука, но по каким-то причинам не атаковавшая  ее,  на какое-то время задерживалась под лодкой. И когда ее количество становилось критичным, возникала вспышка пищевой активности внутри этого сообщества, вызванная конкуренцией за корм. В эти моменты главным было расторопность. Успеть быстро, снять пойманную щуку, и тут же отправить приманку за борт, почти в отвес. Порой двух ударов по дну было достаточно, чтобы очередная щука села на приманку.

На основании выше изложенного я все же не буду противоречить классикам, причисляя щуку к разделу стайной рыбы, но при определенных условиях она все же иногда скапливается вместе на отдельно взятых локальных акваториях, не понаслышке, с этими фактами я лично неоднократно знаком.

С наилучшими пожеланиями, Федор Летучев.

Просмотров: 363      06.09.2011

Написано: euggn Дата: 06/09/2011 19:08
Насчет "засадности" щук - распростаненное заблуждение. С щукой все не так просто. В одном и том же водоеме, даже относительно нетронутом человеком (каким, например, было Волго всего 15-20 лет назад) щука была и "засадником" и пелагическим стайным хищником одновременно. Точно так же дела обстоят практически во всех водоемах, где я ее ловил и ловлю. Весной и в начале лета, по высокой воде, часть щук остается "в берегах" и прибрежных травах и крепях, где ее выколачивают рыболовы. Практически всегда в таких местах стоит некрупная, злая и неопытная "травянка" и совсем щуклята, раньше бывали "мамки", но сейчас, при нынешнем рыболовном прессе - это большая редкость. Такая рыбалка наиболее распространена, так как места стоянок - очевидны, поэтому щука и считается типичным одиночным "засадником" (хотя часто в довольно небольшой крепи или островке травы может стоять и несколько щук и снимая их с точки - уже можно понять, что хоть это и "засадник", но все-таки никак не одиночка. Но вся щука в водоеме обычно в берегах и травах "не помещается", кроме того, самые крупным и матерым мамкам вообще затратно "шамкать малька" - такая туша на бросок энергии тратит больше, чем ей компенсируется добычей. Эти - "пасут свои стада" в глубинах, и тут уж по ситуации: конечно, есть тяготение к рельефу (там банально легче охотиться). но часто - на небольшом пятачке может стоять несколько материков - стайка. А при движении косяков кормовой рыбы - щукм часто сопровождают их целыми стаями, как судаки и окуни. И даже котлы устраивают, словно окуни - такие нередки на Плещее, а на Волго я как-то по молодости, надеясь на окушка (и имея в лодке два спиннинга - тяжелый и легкий) - пульнул в такой легкой вертухой на тонкой леске... В ответ - пободался с "мамой", не знаю, какого размера - видел часть спины - как покрышка легковухи. Она меня изрядно помотала и ушла, сломав крючок на резком броске от лодки... До сих пор помню свист переднеогруженной самодельной вертухи мимо своей морды - головка там увестистая была, на недетские глубины. В общем, щука весьма неоднозначная и многообразная рыба. Только поберечь бы ее - золотые слова насчет "во время остановиться". Потому что раньше рыбалка по пелагической щуке была довольно трудовой (а на незнакомом водоеме - вообще малореальной) - то теперь, когда т.н. "рыбачки" ходят на нее под моторами да с эхолотами, да еще хвастают связками "мамок" (крупная русловая рыба - почти сплошь самки), а не по-дедовски - на розмашнях, которыми по открытой воде - сколько здоровья есть - столько и намотаешь и лишнего, обычно, по условиям такого лова, много не возьмешь - будущее ее выглядит нерадужно.
Написано: derbant Дата: 07/09/2011 09:46
все-таки не классическая "стайность" у щук. То, что после примки одной ее место через некоторый промежуток времени занимает другая особь, не есть признак стайности. Это скорее выполнение какого-то заложенного алгоритма охоты и выбора мест для оной. Часто ведь бывает, что выловив щуку с точки, спустя минут 20-30 есть шанс там взять еще одну. Хотя бывали и случаи, когда с одной точки клевало чуть ли не на каждом втором забросе. А в минувшие выходные был удивлен забавной сценой: дрейфую вдоль берега карьера - сделал пару забросов по ветру, потом заброс против ветра - и вот веду воблер, поворачиваю голову в противоположенную сторону, куда кидал с минуту назад, и выжу двух щук в метре от лодки, висящих почти под поверхностью и на расстоянии сантиметров 50 друг от друга. То есть за воблером одновременно вышли 2 щуки. Что это: стайность или просто с двух рядом лежащих точек воблер поднял щук?
Написано: euggn Дата: 07/09/2011 11:02
Что вы вкладываете в понятие "классическая стайность"? не очень понятно. Вот волк - "классически стайный". Но у них могут быть семьи (вся "стая" - на самом деле семья), могут быть стаи из нескольких семей, могут быть - одиночки. Медведь - классический одиночка. Свои участки они защищают от других особей своего вида - до смертоубийства. Но во время хода лосося - они могут образовывать скопления, не враждуя - собираются и заняты общим делом - рыбу ловят и жрут. Щука может вести себя и как одиночный, и как стайный охотник. В зависимости от условий, корма, пола и возраста. Понятно, что практичвески нет шансов попасть на стаю щук в малой реке (ей там негде и незачем образовываться). Но в больших водоемах косяки кормовой рыбы на большой воде предлагают другой алгоритм успешной охоты - групповой. Это, конечно, не стая (с "вожаком", иерархией и прочей организацией) - это скорее группа. Как у других хищных рыб - окуней, барракуд и т.п. Но мы в обиходе зовем это "стайностью".
Написано: FLetuchev Дата: 07/09/2011 11:37
Стая, скопление, косяк – это кому как нравится. Вот, например, Константин Кузьмин в своих публикациях подобные сборища зубастых в одном локальном месте называет «партсобраниями». А что, очень даже удачное сравнение только лишь потому, что не совсем уж по своей воле они собрались вместе. :)))
Написано: derbant Дата: 07/09/2011 11:49
ну да, собрались на партсобрание, пожрали и разбежались по углам ))
Написано: euggn Дата: 07/09/2011 14:21
Кузьмин свой талант продал оптом и в розницу, занедорого и не всегда - по-делу. Проехали. Фигня это. А щука - зверь не простой. Жаль, все меньше ее... И молодняк уже и "мышей" до трехи "щукой" считает - и бомбит их джерками с немеряной мощи снастью... Хотя сама популярность лайта - прямое следствие вымирания "ЩУК". Ибо со звериной под десятку - с берега лайтом делать не х... . А когда такую берут - это не "мастерство" (о котором п...тят), а чистый - случай. Значит - место для маневра было - и не было крепи. Щука под десятку тяжеленную долбленку с колов сдирает - какой, нафиг, "лайт"... А одна она держится или группой - дело не в "стайности", а - в условиях. Групповая охота для пелагичского хищника - единственно адаптивная. И там, где таковы условия - будь то щука, окунь, судак или берш - так и выходит.
Написано: FLetuchev Дата: 07/09/2011 16:47
К комментарию euggn, в отношении КК: В каком-то анекдоте про индейцев, Чингачгук тоже многим не нравился, но ели его все. :)
Написано: euggn Дата: 07/09/2011 20:53
Чингачгук в культуре североамериканских индейцев (если вообще был) - как песчинка на пляже. Никто его не ел. Знаете, почему? Потому что СМИ и телевизора - не было. А если б были ТВ, тырнет, СМИ - не только его все бы все ели - но и его кал. И нахваливали бы. Подумайте над этим, ежели не отвыкли - и не лениво.
Написано: derbant Дата: 07/09/2011 21:20
euggn, Вас кто-то обидел? ))
Написано: loxmatyi Дата: 07/09/2011 22:44
А молодняк можно было-бы и отпускать,коли уж попал на стаю.
Написано: euggn Дата: 08/09/2011 08:07
Меня - никто. Я, наверное, обидел нескольских спиннингистов в этом году, бесхитростно спрашивая - "за каким х... они выколачивают по 10-15 хвостов маломерной зелени? Им жрать нечего?" Причем один это делал джерками - мало того, что снасть не дает малышу ни единого шанса, так после его крюков - даже захочещь отпустить - бесполезно. Там уже фарш..А насчет Кузьмина - он в спиннинге - великий Мастер. Без стеба. Но ловит уже не рыбу, а рыбачков. Он показывает пальцем - "вот. то что вам надо" - и тысячи это хватают (как те щуклята). Причем этот палец непрерывно меняет объекты, на которые указывает. И рыбачок продолжает хватать... Это, наверное, даже интересней любой рыбалки. Финансово - точно.
Написано: kyznecov87 Дата: 09/09/2011 09:36
К.К. может и показывает, но ведутся ТОЛЬКО ТЕ У КОГО СВОИХ МОЗГОВ НЕТ и не понимают что им нужно, так пусть тогда и открывают все двери свли лбом. А рыбак мыслящий и здравый до многого доходит сам, но при этом не пренебрегая мнением опытных рыболовов(несмотря на то, что те сидят на брендах - всем есть нужно). От того, что К.К. советует ту или иную приманку, количесвто опыты в разных условиях у него не сравнимое, и если ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы задавать (а не " посоветуйте воблер для щуки" мля), то и получить от него можно ценную инфу!!!
Написано: kyznecov87 Дата: 09/09/2011 09:41
По поводу партсобраний, насколько я заметил: 1. они имеют место быть ,как уже отмечали, на больших водоемах 2. обусловлены не повадками щуки, а именно сложившимися условиями - место, малек 3. сталкивался с этим только осенью 4. партсобрания- это не стайность щуки, а коллективная ВРЕМЕННАЯ охота, то есть попросту - так называемый "выход".
Написано: kyznecov87 Дата: 09/09/2011 09:42
P.S. за третью фотку с ГРУДОЙ некрупной щуки - к автору никакого уважения!
Написано: FLetuchev Дата: 09/09/2011 10:41
Спасибо всем за внимание. Ваши комментарии по объему написанного перекрыли мою скромную заметку. Я рад за то, что эта тема Вам не безынтересна. Уже давно пора менять веками сложившиеся стереотипы. Ведь все течет и все меняется. :))) Ну а к замечаниям со смайликом , что можно сказать? Да, виноват. А кто не грешен в этом Мире?
Написано: skorov1980 Дата: 17/01/2012 00:55
Спасибо,Федор,интересная заметка,есть свои соображения и факты. Доводилось поймать на пяточке 10х10м. четырех щучек от 3 до 5кг буквально одну за одной.И было это не на водохранилище или реке ,а на старице в Ахунах.А ловить полкилошных с одной точки, удавалось часто. Было время,когда осенью на Шнаевских болотах щука ловилась хоть на ржавый гвоздь.Я в то время был совсем еще начинающим спиннингистом и отрывался там по полной,набивал полный рюкзак и искренне этим гордился.Прошло время и желание набить рюкзак прошло само собой.Это я к слову о смайлике,если не было случая и желания похвалиться целым куканом или рюкзаком рыбы,то ты не рыбак,а пиздобол интерннетчик!!!