автор : Falcon1 (Falcon1) личный форум | личная страница

Ловля на джерки.

Спиннинг. Техника и тактика: все заметки, заметки автора.

Джеркинг переживает сейчас всплеск популярности, как лет 5 назад было с твичингом.
Сам ловлю на джерки второй сезон, и далеко не всегда специальной снастью, хотя она и есть Палка салмо и катушка Shimano Carvalus. А ловлю больше на обычный Шимано Катана 210см, и катушка тоже Шимано Катана 2500. Почему? да потому, что не привык на рыбалку (в лодку) более одного спиннинга брать. А так половил воблерками, потом поставил мини-джерк, потом обратно. Кстати, очень хорошо для тех, кто не верит в джерковую снасть попробовать именно такой вариант, без дорогостоящих приобретений.

Прошлой осенью счет пойманной щуки воблеры:джерки был, примерно, 1:2, или даже к 3. Тесть рядом вертушку гоняет, я воблерами твичу, кажется рыбы нет, а ставлю джерк, и на первой же проводке жесточайшая поклевка, с выпрыгиванием из воды и бурунами. Красота! Поппер, и тот «нервно курит в сторонке». Причем заметил, что кидаются или очень крупные (в пределах данного водоема конечно), или достаточно средненькие щучки. Крупные пытаются покушать, потому и засекаются правильно. А вот более мелкие, по моему мнению, просто отгоняют конкурента (раскраску предпочитаю под окуня или щуку) и соответственно цепляются в половине случаев или за нижнюю челюсть (снаружи), или вообще за верхнюю часть головы.
Советую начать с легких джерков. Очень хорошо себя зарекомендовали Strike Pro (Baby buster Baster Jerk). Подойдут и слайдеры Salmo, хотя с ними, по мне, по мне труднее управиться, очень много перехлестов тройниками, за поводок, даже жесткий, типа струна..

Продолжая, развивая, тему джерков решил я наконец украсть у основного вида рыбалки – охоты на щуку с воблерами, немного времени и посвятить его освоению джеркового комплекта. Как уже выше говорилось, на джерки ловить я только начинаю, и как любой «чайник» совершаю достаточное количество ошибок. Подробнее…

Ошибка первая. Поторопился я с покупкой палочки под джерки. Поискал пару раз в магазинах, ничего подходящего по тесту и строю не попалось, вот и схватил первую, которая подвернулась – SALMO Jerk Master. Удилище по джерковым меркам почти подходящее. Длина – 180см., тест – 20-80гр. Но в том то и дело, что ПОЧТИ. Удилище явно не кастинговое, то есть не рассчитанное на ловлю с мультипликаторной катушкой. Отсутствие триггера, или в простонародье «курка», на противоположной катушкодержателю стороне сильно осложняет хват удилища. Тяжелый мульт – бочка, постоянно норовит перевернуть спиннинг в естественное, с точки зрения законов гравитации, положение, и оказаться внизу. Как результат проводка получается какой-то дерганной, рваной и неравномерной, потому, что не ловишь, а все время пытаешься снасть поудобнее ухватить. Да и руки устают достаточно ощутимо. Вывод – выбирая первый спиннинг, для нового способа ловли, не торопитесь, посмотрите чем ловят те, кто делает это профессионально, а потом найдите такой же, только в 3-5 раз дешевле.

Правда затягивать процесс покупки и уходить на годы в теорию не стоит, а то на первую рыбалку вырветесь только к пенсии. Все равно этот первый спиннинг прослужит Вам не очень долго. Или решите, что понравилось и начнете подбирать комплект подороже, дабы ощутить нюансы этого метода ловли, или просто все забросите, и тогда тем более будет жало потраченных денег, и снасть долгие годы будет немым упреком вашей недальновидности и расточительности.

Ошибка вторая. Не надо было вообще с этим затеваться. ШУЧУ!!! На самом деле в подходе к покупке катушки тоже нашлись некоторые подводные камни. Покупай я эту снасть сегодня, вместо классического полнопрофильного мультипликатора – «бочки» взял бы низкопрофильную мыльницу в среднем ценовом диапазоне, скорее всего, что-нибудь из продукции BANAX. У них, кстати, и палочки посмотреть подходящие можно. Так вот, почему именно мыльница. Просто она легче, компактней и немного проще для освоения заброса мультипликаторной катушкой. (А еще дешевле).

Заброс мультипликатором очень сильно отличается от заброса безынерционной катушкой. Желательно, что бы ваш первый мульт имел систему быстрого доступа к шпуле. Потому, что, пока вы будете осваивать заброс мультипликаторной катушкой, не избежать «бород». А для того, что бы их распутывать необходимо добраться до шпули, и в целях экономии драгоценного времени лучше делать это быстро и без специальных слесарных инструментов, типа отвертки или, упаси Вас, гаечного ключа.

И, несмотря на всю несуразность моей снасти, которую бывалый джерковик-затейник высмеял бы, и был бы прав, я потратил несколько часов. И добился таки кое-каких результатов. Забросы стали намного стабильнее и дальше. Правда послать достаточно тяжелую по меркам рядового спиннингиста, приманку дальше 30-35 метров мне так и не удалось, но все же это значительно дальше первоначальных 15-20 метров. Зато за последние 30-40 забросов я не намотал не одной «бороды», а это ощутимый прогресс. А еще удалось подобрать и исполнить пару более или менее приличных проводок, которые заставили джерк не просто беспорядочно дергаться, а играть.

Так  вот о забросе…Заброс мультипликаторной катушкой нужно выполнять плавно, я бы даже сказал неспешно, медленно разгоняя приманку до максимума к тому моменту, когда Вы отпустите палец, освободив шпулю для свободного вращения. Основные ошибки при забросе мультипликаторной катушкой.

1.      Слишком резкое движение (рывок ) на забросе. Шпуля в таком случае получает избыточную энергию, и начинает вращаться быстрее, чем с нее успевает уйти плетенка. Результат: плетенка ввместа ухода со шпули наматывается на нее в обратном направлении. Резкая остановка шпули. Рывок. Приманка отправляется в свободный, неконтролируемый полет, а потом и плаванье со значительным куском плетенки. На шпуле «борода». Рекомендация – не спешите, делайте заброс плавно, пусть даже в ущерб дальности. Лучше тренироваться в поле. Там отстрелившуюся приманку спасти проще, чем из воды, да и прогресс расстояния заброса легко измерить шагами. К тому же, пока вы осваиваете науку заброса, на поимку трофеев рассчитывать не приходится. Поэтому предпочтите для тренировок места в некотором удалении от воды.

2.      Неконтролируемое (избыточно быстрое) вращение шпули катушки в момент приводнения приманки. Сила инерции, ничем не сдержанная заставляет шпуль вращаться еще некоторое время, после того, как приманка уже достигла воды. Результат, катушка отдает несколько лишних витков плетенки, а потом начинает ее наматывать обратно, в противоположном направлении. Рывок. Остановка шпули. Приманка в воде. На шпуле «борода». Рекомендации: большинство катушек снабжены различными тормозными системами (центробежный тормоз, магнитный тормоз), и покуда Вы не освоите заброс в состоянии, когда эта механика включении, к следующему этапу лучше не переходить.

Как правильно  отрегулировать тормоз мультипликаторной катушки. Наиболее правильная регулировка тормозной системы выглядит так. Собираете снасть, вешаете джерк, которым планируете ловить (тренироваться). Подматываете шнур так, что бы приманка свисала в нескольких сантиметрах от кончика спиннинга. Нажимаете клавишу, которая разблокирует свободный ход шпули катушки, придерживая шпулю большим пальцем. Отпускает палец. Шпуля под весом приманки начнет свободное вращение приманка на шнуре опустится на землю. ТАК ВОТ в момент касания приманкой земли, шпуля катушки должно остановиться без Вашей помощи. Если так и есть, значит,  тормозная система отрегулирована правильно. По мере освоения заброса начнете понемногу ослаблять тормоз катушки, пока не научитесь обходиться без него, контролируя скорость вращения шпули большим пальцем руки.

3.      Неравномерная (мягкая) намотка шнура на шпулю катушки. Если плетенку на шпулю намотать без определенного усилия (натяжени) в процессе намотки, витки плетенки лягут достаточно рыхло. Далее в процессе проводки, то есть того самого джеркинга, и подмотки свободного шнура, верхние слои плетенки  под нагрузкой начнут проваливаться сквозь нижние витки. Результат: на следующем забросе. В лучшем случае медленная остановка вращения шпули. Испорченный заброс. В худшем случае – резкая остановка вращения шпули. Обратное вращение, по инерции. Рывок. Отстрел приманки. «Борода». Рекомендации. Не пожалейте времени и тщательно проконтролируйте первую намотку плетенки на шпулю катушки. Контролируйте натяжение шнура при намотке. Только без фанатизма.

4.      Хлест спиннингом вниз, после того, как приманка начала движение, а шпуля, соответственно, вращение. Спиннинг проходит по траектории заброса ниже точки в которой вы освобождаете шпулю и она начинает свободное вращение. Настоятельно рекомендую, подбирайте спиннинг пожестче, иначе, очень сложно будет контролировать этот аспект заброса. Результат – замедление схода шнура с колец спиннинга с одновременным продолжением вращения шпули. Обратная намотка шнура. Резкая остановка шпули. Гарантированный отстрел приманки. «Борода». Избежать просто. Отпускайте шпулю не резко, а как бы постепенно ослабевая силу прижатия пальца, блокирующего ее свободный ход. И не давайте спиннингу сильно «клевать» вперед и вниз, когда приманка уже «пошла». Не знаю кому как, а для меня это оказалось самым сложным.

Продолжение: Ловля на джеркбейт. Что нам мешает начать.