автор : Makarov S. (Kamrad) личный форум | личная страница

Размножение щуки - мифы и реальность

Остальные заметки: все заметки, заметки автора.

Не один раз мне довелось слышать различные мнения относительно того, какие именно экземпляры из пойманных щук прежде всего должны быть отпущены на свободу. Большинство из них сводится к тому, что:
   - отпускать надо прежде всего самок;
   - отпускать надо прежде всего наиболее крупных производителей (ну, про то, что отпускать детей мы не обсуждаем, это мне кажется очевидным).

Если первая сентенция и мне представлялась всегда наиболее очевидной (больше самок - больше потомства, так ведь?), то насчет второй я никогда не был уверен, более того, однажды услышал от уважаемого мною человека, что практически везде в природе наиболее крупные экземпляры хищников "держат территорию" гораздо больше средних, непропорционально своим размерам и несоразмерно своим реальным пищевым запросам. Т.е. сказывается такой фактор, как агрессия - у крупных она существенно выше, чем у средних, другими словами, повышенная внутривидовая конкуренция. К примеру, такой одиночный хищник как медведь, если достигает выдающихся для своего вида размеров, считает своей территорию гораздо большую, чем ему необходимо для выживания, что в условиях ограниченного рациона (допустим, несколько подряд голодных сезонов) приводит к тому, что вокруг более мелкие (и притом более активные в половом отношении) вымирают, а крупный медведь-одиночка выживает, зачастую не оставляя потомства. Еще тогда я подумал, что особенно данная тенденция, наверное, проявляется у тех хищников, которые не брезгуют каннибализмом...

В какой-то момент мне захотелось узнать, что об этом думают специалисты. Приведу две выдержки из статьи, а заинтересованные в подробностях лучше пусть сами прочитают полностью работу авторов Кончиц В.В. и Чутаевой А.И. из "БелрыбНИИпроект", озаглавленную "Естественное воспроизводство щуки в прудах" ссылку на которую я размещу в конце.

"Для рыбоводных целей лучше использовать производителей средних размеров: самок, длиной 35-60 см, массой 0,8-2,0 кг; самцов соответственно - 35-50 см и 0,5-1,5кг. Производители щуки таких размеров дают наиболее качественную икру и сперму. У таких самок плодовитость в среднем составляет 10-20 тыс. шт. икринок [2]. Плодовитость самок щуки зависит от ее размеров и колеблется от 17,5 до 215,0 тыс. шт. икринок, а у особенно крупных самок достигает 1,0 млн. шт. икринок [2]. Однако, следует иметь в виду, что у крупных самок икра созревает неодновременно, поэтому дает значительный отход после оплодотворения."

"С целью естественного воспроизводства соотношение самок и самцов щуки должно быть 1:5, что связано с незначительным количеством спермы у самцов щуки (одна, две капли)."

Да, еще приведу из этой же статьи описание отличий щучьих самцов от самок, часто возникают вопросы как же их отличать: "Мочеполовое отверстие самцов представляет узкую, продолговатую щель, окрашенную по цвету брюшка; заканчивается оно у анального плавника такой же узкой поперечной выемкой. У самок мочеполовое отверстие значительно шире и имеет вид овального углубления, окаймленного валиком светло-розового цвета, который нависает над поперечной выемкой и закрывает ее."

Ну вот, собственно и все. Надеюсь, данная статья даст повод подумать ;-) А вот и ее адрес: оригинал статьи полностью