Джеркинг.

Спиннинг. Техника и тактика: все заметки, заметки автора.

«Несравненные уродцы»

Евгений Спиридонов. «Рыбачьте с нами» № 9 / 2003 г.

Еще совсем недавно экзотичные для нас джеркбейты все больше и больше входят  в широкий рыбацкий обиход. Так что же такое джеркбейт и как этого "американца" можно применить в родном отечестве?

Джеркбейты (ДБ) - крупные и тяжелые приманки (длина некоторых моделей превышает 30 см, а масса может быть более 120 г), имеющие различную форму, но объединенные единой сферой и способом применения (он заложен в самом названии "jerk", что по-английски означает "рывок", а "bait" - "приманка").

Местом рождения этих приманок является Северная Америка, где они изначально создавались (и активно применяются до сих пор) для ловли маскинонга. Именно поэтому ДБ имеют такие солидные размеры - известно, что оптимальный кормовой объект для щуки составляет около 1/3 длины ее собственного тела, ну а "маски" длиной в метр, как, впрочем, и европейская щука – явление вполне обычное. Естественно, что при использовании крупной приманки увеличивается шанс на поклевку крупного хищника, главным образом, конечно, щуки. Поклевки других хищных рыб, безусловно, случаются, особенно на некрупные модели, но все-таки ДБ был и остается щучьей приманкой. Тем не менее не стоит недооценивать жадность щуки - очень часто доводилось ловить на "джерк" длиной в 20-25 см 40-сантиметровую рыбу, а основную массу пойманных щук составляли особи в 2-3 кг. Но все же крупный размер приманки позволяет отсечь совсем уж "детсадовских" щурят.

Для чего нужны ДБ

Имеет ли смысл приобретать эти приманки и тратить немалые деньги на катушку и удилище? Есть ли ситуации, в которых трудно обойтись без джеркбейтов?
Прежде всего, ДБ - это приманки теплого сезона, то есть того времени, когда хищник выходит на мелководья, так как рабочая глубина ДБ редко превышает 1,5-2 м. В подавляющем большинстве случаев на "джерки" ловят днем, хотя я пару раз пробовал ловить ночью - поклевки были, но поймать ничего не удалось - то ли я опаздывал с подсечкой, то ли рыба промахивалась. Возможно, надо попробовать наклеить на ДБ флуоресцентную полоску – так делают американцы при ловле на попперы и волкеры поздним вечером.

Наилучшим образом джеркбейты работают в мелководных стоячих водоемах или заливах крупных рек с небольшим течением. Именно эти приманки, в отличие от блесен или воблеров, традиционно применяемых в таких местах, за счет шума при падении и проводке позволяют привлечь рассеянного на большой площади хищника. Исследования, проводившиеся в лаборатории фирмы Berkley, показали, что ДБ способен привлечь маскинонга с расстояния 20 м. Мне кажется, что отечественные щуки отличаются не меньшей чувствительностью к колебаниям, производимым столь массивными приманками.

Незаменимы джеркбейты при обилии мелкой щуки, не дающей меньшей по размеруп риманке "пройти" более метра без поклевки - в таком случае только массивные "джерки" способны "отсечь" удары "шнурков" и привлечь более серьезные трофеи. Кроме того, за счет способности привлекать хищника с большого расстояния, очень удобно ловить на ДБ рядом с зарослями или коряжником - нет риска зацепа, и рыба клюет.

Разновидности «Джерков»

На мой взгляд, к классу ДБ при желании можно отнести практически любую объемную приманку, предназначенную для ловли в поверхностном слое воды и не имеющую никакой или почти никакой "игры" при равномерной проводке. Отчасти это верно, так как на любую подобную приманку, если вести ее традиционной "джеркбейтовской" проводкой "walking the dog", можно поймать щуку. В этой связи уместно вспомнить случай, произошедший с всемирно известным голландским "щукарем" Яном Эггерсом, когда он "на спор" поймал несколько щук на пластмассового игрушечного крокодила с тройниками. Естественно, такая "приманка" вовсе не имеет никакой "игры". Это лишний раз доказывает, что свойства приманки чаще всего вторичны, главное - способ ее подачи. Рассмотрим ловлю на самые известные модели, принадлежность которых к классу джеркбейтов не вызовет сомнения даже у самого строгого скептика. "Джерки" можно отнести к "классическим" приманкам (то есть проверенным временем и не нуждающимся в какой-либо рекламе), которые в подавляющем большинстве, как и десятки лет назад, изготавливаются из твердых пород дерева и, как правило, не имеют заглубительных пластин, как у воблеров. Исключение составляют такие модели, как Suick и Bobbie Bait, у которых эта пластина расположена сзади и служит для замедления всплытия и "отыгрывания" назад. ДБ типа Jake или Whale оснащены традиционно расположенной спереди лопастью, но она имеет такой угол монтажа и площадь, что при равномерной проводке тяжелый и длинный Jake под воду практически не уходит, а лишь слегка покачивается. Придать свойственную ему игру можно только при "рывковой" проводке или при троллинге, когда высокая скорость хода заставляет его несильно заглубляться.

Сейчас все больше моделей, ранее изготавливаемых из дерева, выполняется из твердых пластмасс (что вообще характерно для всех объемных приманок). Это, безусловно, позитивная тенденция, так как приманка становится фактически "вечной": для ДБ нехарактерны потери на зацепах - мощность снасти позволяет "выручить" приманку почти всегда. Гораздо чаще ее откусывает щука, промахнувшаяся мимо приманки и попавшая зубами на леску, или в процессе ловли приманка постепенно "съедается". В том, что это не миф, можно убедиться, посмотрев на фотографии ДБ, принадлежащих профессиональным американским рыболовам-гидам, - несколько сотен щук за сезон способны напрочь "съесть" самое надежное покрытие на дереве, а без него оно начинает отсыревать и гнить. Конечно, по сотне крупных щук за сезон у нас мало кто ловит, однако следы зубов без труда можно обнаружить уже после первой поклевки. Кроме того, пластиковые приманки имеют стабильную массу, тогда как деревянные, даже при полной идентичности внешних размеров, могут иметь довольно значительный разброс масс. Мне попался джеркбейт, который при массе 100 г, указанной на упаковке, реально имел 120 г. Разница в 20 г может оказаться весьма существенной, если номинальная масса приманки соответствует верхней границе теста вашего удилища. Пластиковые модели позволяют установку различных "погремушек" - польза от них, безусловно, предмет дискуссии, но и лишними, по-моему, они не будут.

Кроме приманок из твердых пластмасс, существуют и комбинированные джеркбейты: Buldogas (деревянное "тело" и силиконовый "хвост") и Kalmaras (деревянное "тело" и каучуковая "бахрома") от фирмы Aise и приманки, целиком выполненные из мягких пластиков, например, Bull Dawg от Musky Innovations. Подавляющее большинство ДБ - плавающие, но существуют и тонущие модели. Имеется несколько основных модификаций "джерков", предназначенных для различных условий ловли.

Глайдеры - Giant Jackpot фирмы Poe's; Sky Walker от Hi-Fin Tackle; Reef Hawg, производимый Fudally; Cobb's Jerk Bait фирмы Jack Cobb's; Delfinas, Glider, Kalmaras, Mikis фирмы Aise.

Пуллбейты - Suick, Burt и Воbbу Bait, производимые Musky Mania; Little Т от Тоnу Rizzos; Warrior и Fatso от Salmo; уже упоминавшиеся Bull Dawg, производимые Musky Innovations; Buldogas, Smiler, Kiaule, Krokodilas от Aise; Jack от Salmo.

Дартеры - самый молодой класс. Внешне они сходны с глайдерами типа Delfinas или Dre's Punisher, но передняя крепежная петля находится у них не снизу, а спереди или даже сверху (наподобие воблеров Rattlin’). Это Наmmer фирмы Lureland’s и Striker Junior фирмы Dick Gries. С некоторыми допущениями к ним можно отнести предлагаемый фирмой Bomber ВМ8 Bomber Mullet. Кроме того, есть модели, которые нельзя отнести ни к одной из указанных групп - например, Awaker, он состоит из двух частей, а к задней прикреплена вертикальная металлическая пластина, за счет которой при проводке приманка совершает колебательные движения. Этот джеркбейт призван имитировать плывущего утенка - соответственно основным методом проводки является равномерная (в отличие от всех прочих ДБ), с короткими остановками.

СНАСТЬ

Масса приманки и способ ее проводки предъявляют очень высокие требования ко всем компонентам снасти.
Удилище.

Американцы, являющиеся родоначальниками ловли на джеркбейт, считают наиболее оптимальными удилища длиной 6-7 футов (2-2,1 м) с тестом - 4-5 oz (115-140 г). Причем явное предпочтение отдают цельным моделям. Классическим вариантом такого удилища (вот уж где вполне применим термин "палка") на российском рынке является PM70HF2 серии Premier фирмы St. Croix (длиной - 7 футов (2,1 м), рекомендуемая масса при манки -1-4 oz (28,5-115 г)). Отдавая должное авторитету таких "профи", как Даг Джонсон, я тем не менее пользуюсь удилищем, не совсем совпадающим по своим характеристикам с "американским оптимумом". Это модель Seahawk 150 фирмы DAM (длиной - 8 футов (2,4 м) с тестом 50-150 г). Хотя оно большей, чем рекомендуется, длины, тем не менее свою работу делает на 100 %. Имея возможность сравнить на водоеме это удилище с вышеуказанной моделью St. Croix, могу сказать, что явные преимущества у "американца" были только при проводке самых "упористых" моделей типа Jake - видимо, за счет меньшего рычага. Так что, на мой взгляд, главное при выборе удилища - не превышать разумную длину (удилищем длиной более 8 футов работать будет очень тяжело даже дюжему мужчине) и иметь достаточный запас по тесту. Мой самый тяжелый джеркбейт около 120 г, что при верхней границе номинального теста удилища в 150 г позволяет работать удилищем в силовом режиме, совершая забросы на 70-80 м.

Катушка.

При ловле на ДБ безраздельно властвуют мультипликаторы. Любая, даже очень мощная "безынерционка", неизбежно "разбивается" перегрузками при забросе и проводке. Практически единственной нишей, где безынерционные катушки конкурентоспособны, является ловля на самые маленькие и легкие модели джеркбейтов – массой не более 25-30 г, так как при их проводке нагрузки на ось шпули и дужку лесоукладывателя не столь велики.

Мультипликаторы предпочтительны классической компоновки. Низкопрофильные мультипликаторные катушки ("мыльницы"), имеющиеие корпус из легкого синтетического материала, так же как и безынерционные катушки, не всегда выдерживают прилагаемые к ним нагрузки. Возможно, что "тиковский" Sculptor с металлическим корпусом покажет себя гораздо лучше, чем его углепластиковые "родственники", но все же я бы не рекомендовал подобные эксперименты.

Если вы будете ловить на самые крупные модели ДБ (120-150 г), лучше использовать мультипликатор без лесоукладывателя или такую катушку, где его можно снять, поскольку, как и при троллинге с большим воблером, при сильном рывке ДБ или погрешностях в забросе очень легко "свернуть" пластиковую шестерню лесоукладывателя.

Я пользуюсь катушкой Catala 301 производства Shimano. Это модель с левым расположением рукоятки. Выбор "леворучника" связан отнюдь не с реализациями идеи Р. Форана о "силовой ловле", а с тем, что мне так удобнее. Кроме того, при ловле на джеркбейт чрезвычайно велик процент поклевок в момент падения приманки, а с "леворучником" я не перекладываю удилище в другую руку, что позволяет оперативнее реагировать на ситуацию.

Леска.

Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является использование многоволоконных шнуров. Реальная прочность шнура должна быть не менее 15-17 кг, а лучше около 18-20 кг. Это связано отнюдь не с возможной поклевкой огромной щуки, а с гигантской (по сравнению с обычной спиннинговой ловлей) нагрузкой, приходящейся на леску в момент заброса и проводки. Я использовал Dyneema Fish 0,3 мм, фактическая разрывная нагрузка которой около28 кг (в зависимости от используемого узла), Apico Fish 0,25 мм с реальной прочностью около 18 кг, а в последний сезон - Whiplash Рro 0,21 мм с номинальной разрывной нагрузкой - 26,4 кг, реальной на узле - около 22 кг. Все указанные шнуры достаточно мягкие и износостойкие.

Поводок.

3десь рекомендации американских (М.Стро, Д.Джонсон) и европейских (Б. Роземайер) экспертов сводятся к одному - наиболее целесообразным является применение поводка из толстой(0,6-0,8 мм) стальной проволоки, так как многоволоконные поводки довольно быстро перетираются в узлах или клипсах от постоянных рывковых нагрузок и гораздо чаще перехлестываются при забросе. Длины поводка достаточно 20-25см если щука промахнется, то приманку не спасет и полуметровый поводок, ну а заглотать массивный ДБ и еще 20 см поводка затруднительно даже хищнику весьма солидных размеров. Поводок оснащается мощной застежкой, все стальные соединительные элементы (вертлюжки, заводные кольца и т.д.) не нужны - они только излишне загромождают снасть.

Проводка

Тип проводки чаще всего определяется типом приманки, однако я не призываю воспринимать это как догму. Если вы впервые будете использовать ДБ или станете ловить на приманку, которую ранее не использовали, - не поленитесь, попробуйте различные варианты проводки (не надо далеко забрасывать - достаточно 5-6 м - ведь вы должны видеть все особенности тех движений, которые придаете джеркбейту) и наверняка подберете самую удобную для вас и привлекательную для рыбы. Тем не менее для предварительной ориентации укажу основные типы проводок для разных приманок.

Глайдер.

Этот класс включает в себя как плавающие, так и тонущие модели. При потяжке плавающий глайдер скользит по поверхности воды, а после остановки по инерции заглубляется на 20-40 см, затем медленно всплывает. Сфера его наилучшего применения - самые мелководные участки, где растительность не доходит до поверхности воды на 20-30 см. В этих местах за счет особенностей движения глайдер не будет собирать на себя траву и прочий мусор, а щука от его "скольжения" просто "без ума".

Тонущие глайдеры типа Delfinas и ему подобные после заброса довольно быстро идут на дно носом вперед, так как именно спереди у них располагается подгрузка. Места их применения отличаются от обычных для всех других джеркбейтов заросших мелководий - тонущие глайдеры лучше всего приспособлены для ловли при глубине 3-4 м и чистом дне. Такие условия можно встретить в северных каменистых озерах, некоторых водохранилищах. Еще одно место, где такой ДБ незаменим, - глубокие торфяные карьеры, зеркало которых закрыто толстым слоем ряски, - тяжелый "джерк" без труда пробивает ряску и движениями в толще воды привлекает хищника. После потяжки тонущие глайдеры выходят к поверхности по пологой дуге, после остановки - также по дуге тонут. Таким образом, они являются единственной приманкой, позволяющей быстро и привлекательно для крупного хищника обловить всю толщу воды интересующего вас участка.
После заброса удилище должно располагаться горизонтально, на уровне пояса. Несильным рывком в сторону переместите его так, чтобы вершинка оказалась почти у воды. Возвращая удилище в исходное положение, быстро выбирайте слабину лески. Возможно, кому-то более удобным покажется делать наоборот - поднимать вершинку к уровню пояса - разницы в этом нет. Рывки должны чередоваться вправо и влево - таким образом мы выполняем известный тип проводки "walking the dog". Безусловно, возможны варианты: удилище можно постоянно держать в горизонтальной плоскости, можно сочетать рывок и подмотку и т.д. Именно поэтому важно предварительно попробовать вести глайдер рядом с собой, чтобы знать, как он ведет себя при движении и остановке. Для всех ДБ, а для глайдеров в особенности, очень полезно затянуть паузу в проводке на 5-7 секунд после остановки приманки, особенно актуально это при слабом клеве. Стоит во время паузы слегка "оживить" приманку легкими подрагивающими движениями вершинки (минимальная амплитуда 10-15 см). При ловле на джеркбейты, как и на многие другие приманки, можно руководствоваться следующей формулой: "активная рыба - активная проводка" (мощные, размашистые рывки, большая скорость проводки и т.д.); "пассивная рыба – неактивная проводка" (небольшая скорость, больше пауз).

Пуллбейт.

Самый простой в использовании вид ДБ, но от этого не менее уловистый. Только он один из всех "джерков" способен соблазнить рыбу даже при равномерной проводке. Пуллбейты, имеющие переднюю лопасть, можно даже использовать для поверхностного троллинга, но все же полностью возможности этой приманки раскрывает рывковая проводка. При рывке пуллбейт погружается в воду на 1-1,2 м, и только самые большие модели способны достигать 2 м. Соответственно лучшими для ловли местами будут участки, где основная масса донной растительности или само дно находятся на 0,5 м ниже глубины погружения данной модели. Наличие у некоторых пуллбейтов задней пластины выгодно отличает их от прочих ДБ. Она выполняется из мягкого металла и позволяет регулировать скорость всплытия приманки и дальность ее "отыгрывания" назад во время паузы. Общие правила такие: чем меньше угол изгиба задней пластины, тем медленнее будет всплывать пуллбейт и тем дальше он уплывет назад. Можно изогнуть только одну сторону пластины и добиться того, чтобы при рывке пуллбейт уходил в сторону, а при всплытии - покачивался вокруг продольной оси. Большинство поклевок на пуллбейты приходится на фазу всплытия.
Базовое положение удилища такое же, как и при ловле на глайдеры, но общий стиль ловли более активный и агрессивный. Смысл проводки в том, чтобы резким рывком загнать пуллбейт под воду и не давать ему показываться на поверхности воды (либо позволять показываться на краткое время).

Этого можно добиться и постоянным подергиванием приманки, и более редкими рывками, сочетающимися с активной подмоткой. Возможным вариантом является проводка пуллбейта, напротив, очень медленно, но без пауз, как при проводке глайдера. Медленно отвоим удилище, быстро возвращаем его в исходное положение с одновременной подмоткой лески, затем снова медленно его отводим. При такой проводке удилище удобнее располагать в положении, близком к вертикальному (проводка напоминает действия по "выкачиванию" крупной рыбы при ее поимке).

Дартеры.

Приманки, которые можно назвать "себе на уме", так как они отличаются совершенно непредсказуемой игрой – в какую сторону они поплывут после рывка, заранее знать нельзя. Игра "вертлявая" и "трепещущая". Во время паузы они всплывают с легким покачиванием. Оптимальные глубины проводки - 1-1:5 м. Несмотря на относительно небольшой опыт использования, их можно считать своеобразной "палочкой-выручалочкой". Когда не удается поймать ни на один другой ДБ, ставишь дартер - и хоть один "хвостик", как правило, "вымучить" удается. Особенно это заметно на водоемах, испытывающих значительный рыболовный прессинг.

Наиболее целесообразной мне кажется проводка, состоящая из постоянных малоамплитудных (50-70 см) рывков без пауз. Особенно хорошо такая проводка показывает себя при использовании слаботонущих моделей.

Еще одним малоизвестным вариантом ловли на джеркбейты является ловля щуки "на всплеск", для которой, как мне кажется, они подходят не хуже, а, пожалуй, даже лучше блесен: во-первых, ДБ обладают достаточной массой, что в сочетании с мультипликатором дает возможность выполнять дальние и точные забросы, а во-вторых, массивный ДБ, производя много шума при падении, скорее привлечет щуку. Поклевки при любом способе ловли на "джерк", а в особенности "на всплеск", очень часто бывают в момент падения приманки, поэтому катушку необходимо приводить в положение подмотки уже перед падением приманки на воду.

Поклевка

Как правило, определить поклевку не составляет труда - она вполне ощутима как рукой, так и визуально - по всплеску или исчезновению приманки. Цвет ДБ, по моим наблюдениям, не оказывает существенного влияния на клев, поэтому надо стремиться использовать самые яркие и контрастные модели, так как следить за ними при проводке и определить поклевку в таком случае гораздо проще, чем при использовании приманок естественных цветов. Иногда бывает, что щука промахивается при хватке или как бы "покусывает" ДБ при проводке. В таком случае необходимо снова забросить в то же место, и в 80 % случаев щука снова нападет на приманку, что выгодно отличает джеркбейт от других искусственных приманок, которые, однажды "попробовав", рыба обычно повторно не хватает. Нередко щука "садится" только после четвертой или пятой попытки.

Вываживание

Учитывая мощность снасти, обычно вываживание даже довольно солидного экземпляра превращается просто в подматывание лески. Главное, на что следует обратить внимание, - не забывать ослаблять фрикционный тормоз в финальной стадии, когда рыба уже совсем близко, а жесткое удилище и нерастяжимая леска неспособны парировать ее рывки. Правда, на ДБ щука садится обычно надежно, багрясь в процессе вываживания вторым тройником, так что сходы бывают не очень часто, но, ослабляя фрикцион, можно избежать и их. Особенно это важно, если вы видите, что рыба за секлась за один крючок. Надеюсь, все вышесказанное будет вам полезно и позволит попробовать себя в замечательной и очень зрелищной ловле на эти оригинальные приманки.