Регистрация       Нас уже: 219886

автор : Александр (DareDevil) личный форум | личная страница

Диагноз: прогрессирующий джерк-спиннинг.

Спиннинг. Техника и тактика: все заметки, заметки автора.

Еще совсем недавно я, как и многие другие спиннингисты совсем не понимал коллег мечущих в воду огромные 15-20см приманки весом под сотню грамм и ловил своих щук на стандартные воблеры от 5 до 12 см, но как говорится, дурная голова - ногам покоя не дает. Вот и у меня мозг требовал чего-нибудь нового, непознанного и я решил, попробовать (вроде как для расширения кругозора) половить на джерк, и что бы вы думали, на меня это произвело неизгладимое впечатление. Оказалось, что это совсем другая сторона спиннинга, если в так любимом и уважаемом мной голавлином спиннинге меня увлекает именно рыба, её поклевки и процесс ловли, который сравним разве что с охотой, то в случае с джерк-спиннингом тут меня зацепила именно сама снасть, плюс то, что выделывают в воде макроприманки во время проводок. Это все равно, что очутиться в другой стране, на первый взгляд вроде все тоже самое, и люди, и небо над головой, ан нет, всё совсем другое и менталитет и язык и обычаи, словом не всё так похоже как кажется на первый взгляд.

Вдоволь насытившись всевозможной информацией (статьями, публикациями, отзывами, отчетами и наставлениями бывалых) я решил заглянуть в мир «монстроподобного» спиннинга, но пока без фанатизма J. В магазине приобрел пару глайдеров (Baby Buster Jerk , Buster Jerk Original) вооружился тем что было под рукой (спиннинг Kola 2.1  тест10-40гр.) модифицированный мной до 2м (из-за того что хотелось пробу пера производить чем-нибудь покороче, как мастера советуют) плюс старый добрый Twin Power2500FA и направился на «незапресованный спиннингистами» водоем – реку Терса, протекающую через Саратовскую и Волгоградскую области.

Добрался до места - красота!! Лес, река, местные рыбаки полавливают  на поплавок плотву и красноперку, пока готовился (собирал спиннинг, доставал приманки, развешивал инструменты по зажимам) видел пару всплесков щуки, что само по себе радовало. Подойдя к воде, решил первым испробовать чудо-приманку Baby Buster Jerk (на приманке написано suspending, но на практике медленнотонущий). Цвет джерка  выбрал не мудрствуя - естественный (обычное серебро), на который бы и сам клюнул, будь я щукой. Первый заброс. Приманка улетела к противоположному берегу (полетные качества джерка порадовали – 30метров пролетел аки пуля), миниджерк упал у кувшинок на противоположном берегу, и начал медленно переваливаясь тонуть. Начинаю эксперименты с проводками: длинные рывки, чередовать с короткими, включать в проводку паузы и т.д. И вот в ходе этих экспериментов при частых рывках в нижней полусфере, тупой удар, подсекаю, рыба сопротивляется, но не так как щука, серия тупых рывочков, подвожу ближе и вижу в поляроиды – ба!! да это окунь, вот тебе и джерк! Неожиданно, хотя и слышал о том, что на мелкий слайдер(7см) от Salmo окунь исправно ловится, но это Buster хотя и самый младший. Чувства непонятные - в голове рой мыслей, бортовой компьютер анализирует ситуацию, при этом руки совершают заброс вдоль камыша, произвожу ряд  средних рывков (мини-джерк выписывает четкий зиг-заг в толще воды), потом на какой-то момент замираю, прекращая проводку (восстанавливал в памяти предыдущую проводку и поклевку окуня), джерк зависает и начинает медленно тонуть переваливаясь. И как говорится, тут он подкрался незаметно – тот самый случай. Камыши слева от меня произвели предательский шум, меж кувшинок прошла характерная килевая волна и мой джерк  медленно идущий ко дну в одну секунду очутился в пасти хорошей щуки (на первый взгляд явно за 3кг) я честно говоря такого не ожидал (15минут экспериментов, один окунь, а тут такое…), столбняк полный. Стою, смотрю на щуку (вода прозрачная, всё перед глазами, как в аквариуме), щука косится на меня, крепко сжимает челюсти и не двигается, видимость джерка – ноль, только поводок торчит. Решаюсь на подсечку, но то ли долго соображал, то ли щука бывалая, но в момент подсечки пасть рыбы раскрывается и джерк вылетает из воды. Щука смотрит на меня, шевелит челюстями (явно недовольна, что «буратины» во рту нет), медленно с достоинством разворачивается и уходит на глубину. Я от досады чуть спиннинг не перекусил. Первая визуальная щучья поклевка на джерк! Ну и ничего, что он Baby, но для меня ведь это ДЖЕРК.  Успокаиваю себя тем, что это была не моя рыба (есть же рыбацкое поверье, что твоя рыба обязательно съест именно твою приманку, что потом и подтвердилось), продолжаю освоение.

Покидав минут пять вслед погрузившейся мини-подлодки, решил поменять дислокацию, потому прошел метров десять в левую сторону нашел перспективное место («штаны»), где река делится на две части лесом, залез в самые камыши, стою по пояс в воде (забродный костюм великая весчь!, хотя лодка была бы куда уместнее) и начинаю прочесывать всё, что находится слева от меня (справа вся река в ряске, джерк в неё было просто глупо бросать). Проводка – ну чистый пампинг (спин верх и дерг-дерг), но и при такой проводке мини-джерк играл впечатляюще (тактильные ощущения на порядок выше, чем от любого минноу). Проводка, другая – тишина. Местные ребята, ловящие плотву с лодки недобро косятся на меня (плюхи от «детского» джерка,  им кажутся совсем не детскими), но они метрах в тридцати и к тому же они за поворотом, потому мои эксперименты с джерками на их клев никак не влияют, продолжаю. И вот на очередной проводке характерный щучий удар – бум! Но тут уже имея предыдущий опыт поклевки на джерк я церемонится не стал, пару раз подсек для верности и как лебедкой транспортировал к себе килограммовую щуку. УРА! Первая пойманная щука на джерк! И приманку обрыбил и новые впечатления получил.

Через некоторое время поклевки в этом месте прекратились, и я решил продолжить эксперименты с лайт-джерком в другом месте. Пройдя немного по лесу,  наткнулся, как мне показалось на перспективное место. Слева небольшая стена камыша, у  противоположного берега кувшинки, надо мной и справа от меня деревья. Вода прозрачная, но темная (из-за солидного слоя ила и листьев на дне). Заброс, проводка: дерг-дерг – удар! незасеклась, продолжаю дерг-дерг-дерг, опять удар - промазала, но это уже другая щука (выход был из другого места), и вот уже у самого берега на паузе поклевка с разворотом, серия свечек, сход. Красота! Даже не думал, что джерки могут доставить такое удовольствие от ловли. Две - три, а иногда пять! поклевок за проводку, мелкая наверно, но не в этом суть, главное, что щуке джерк нравится, а это уже заставляет думать об увеличении размера приманки, да и рыбу уже хочется поймать другую (душа просит трофей). Но в этот день самый большой трофей был пойман на поппер, но сейчас не об этом – сейчас о том, как новичок привыкший ловить щуку на минноу  и «мясорубкой» заболел новой для себя болезнью -  джерк-спиннинг.

После тройки пойманных щук отправляюсь в другое место, но на этой же реке. Место широкое, красивое. За проводку по три-четыре удара по джерку. При замене на минноу – НОЛЬ! В голове сплывают объяснения опытных джерковиков и экспертов «мульта» о том, что игра минноу и джерка, небо и земля, т.е. абсолютно несопоставимы (как по частоте колебаний, так и по издаваемой звуковой волне). После поимки очередного шнурка на миниджерк, еще больше укрепляюсь в этом постулате. Причем ловлю не на замене одной приманки на другую, а исключительно только на джерк. Его даже очень мелкие щурята (чуть больше самого Baby) сопровождают вплоть до визуального контакта со мной, не говоря о крупных экземплярах, которые так и норовят его сожрать. Но окончательно и бесповоротно я поверил в джерк только после того, как 2-х килограммовый щучий представитель заглотил Baby Buster аж до жабр намотал на себя гору кувшинок и никак не хотел выходить на поверхность, чем подвел черту в моих сомнениях и перевел в лагерь почитателей джерк-спиннинга.

На следующий день я решил убрать в коробку Baby buster и попробовать что-нибудь серьезное, в лице его старшего брата – Buster Jerk Original. Я понимал, что моя снасть не подходит для этой ловли, и вероятней всего это может просто убить её, но жажда экспериментов победила, я мысленно согласился с потерями в угоду опыту и новым ощущениям.

Первый заброс производил бережно, понимая что тест  спиннинга превышен вдвое (все –таки вес джерка - 75грамм), проводка получалась нормальной (как мне казалось), при средних рывках джерк совершал 40см глайды, при частых более короткие, а если джерк немного притопить и чередовать рывки в нижней полусфере с верхними, Buster начинал выписывать зигзаг с периодическими кульбитами пузом кверху, что само по себе выглядело впечатляюще будто рыба теряет ориентацию. Нужно отдать должное размеру приманки, который позволил отбить охоту   мелкой щуки кушать старшего брата в семействе Buster, хотя притягательности у приманки не поубавилось, щурята шли за джерком вплоть до его изъятия из водной стихии. Но вот крупные особи как-то молчали, но я нисколько не расстроился, само ведение джерка давало мне новое ощущение, в котором чувство непознанного граничит с чем-то запредельно увлекательным и захватывающим, словами этого не передать, это нужно попробовать. При всем при этом у меня была не мультовая снасть, на что я не обращал никакого внимания и уже через 15 минут с момента начала ловли тяжелый джерк (на тот момент для меня и моей снасти) летал в воду как обычный воблер на силовом забросе. Поклевки на Buster Jerk были, и были они куда яростнее чем на Вавy Buster, но поймать я смог только пару щук, причем одну только с третьего захода. Щука била джерк, подряд два раза, на третьем я сделал чуть больше паузу и это оказалось для щуки фатальным, джерк был благополучно съеден 2-х килограммовым щучьим представителем. После этого были и ещё хватки и удары, но, наверное, из-за моей неопытности или из-за неправильной снасти щука благополучно сходила (это при Owner-овских крючках-то), но с каждым сходом я всё больше и больше верил в джерки, а в конце дня болезнь под названием джерк-спиннинг плотно сидела в моей голове.

Но мне бы хотел рассказать не только о том, насколько увлекателным оказался джерк-спиннинг, но  и о том насколько он не прост.  В экспериментах мной использовались только глайдеры (Baby Buster Jerk, Buster Jerk Original) поскольку эти приманки по заверениям экспертов наименее упористы и наиболее простые в освоении приманки (к тому же, на момент экспериментов, их оказалось купить проще чем салмовский Slider). В процессе экспериментов мои предположения подтвердились - приманки действительны понимаемы с первой проводки и позволили поймать на первой же рыбалке, если конечно приложить усилие (ИМХО,  а не реклама). Мне удалось почувствовать и разловить эти глайдеры на первых рыбалках, но есть в них и свои подводные камни. К примеру: маленький Buster ловит всю мелочь подряд (и матерым джерковикам он наверное не комильфо, размер однако не тот), вплоть до окуней, что иногда даже мешает, а его старший брат требует усердия, потому как сходу получить правильные глайды не удастся (но здесь я склонен думать на свои неумелые руки, отсутствие опыта и на свой «неправильный»  джерковый комплект). Кроме того, мне не удалось в полной мере раскрыть полетные характеристики джерков, как мне показалось опять же из-за моего ловящего комплекта спиннинг+катушка, приманка дальше 30метров  у меня не летала. Причем на своем экспериментальном джерк-комплекте я бы хотел остановиться чуть подробнее.

Катушка TwinPower2500FA - неубиваемый TwinPower (Shimano. Made in Japan), на 2-ой рыбалке джерком за 70гр изрядно сдал предательски люфтил, но исправно работал (увеличение люфтов не наблюдалось!) и даже ровно укладывал шнур 30lbr. При этом ни одной бороды, ни одного захлёста, и даже успешно вытащил бревно с джерком.

Ещё о катушке, раньше ею справно ловил крупными вертушками, колебалками, воблерами и джигом до 40гр. (основными выловленными представителями ихтиофауны были голавли, щуки, окуни и даже сомы), и при всех изысках проводок никаким образом не отражалось на катушке, но одна рыбалка на джерк, расставила точки над «И».

Резюме - использование этой катушки с джерками полностью противопоказано (как следствие увеличивающиеся люфты). Для себя же я сделал однозначное заключение - мульт! Хотя друзья спиннингисты настоятельно советуют пробовать половить на серии дайвовских катушек с емкостью шпули не меньше 3500 (их опыт показывает, что тот, у кого не сложилось с мультом может смело использовать именно этот вариант), правда с подбором спиннинга будут явные проблемы, ведь в провинции подходящий спиннинг для джеркинга с крупной безынерционной катушкой найти настоящая беда (попробуйте найти чувствительный и в то же время негнущийся спиннинг и одновременно легкий, да ещё с тестом до 150грамм. Из своего опыта могу сказать, что это - не реально, в лучшем случае - Интернет-магазины, в худшем доставать эту красоту придется через друзей и знакомых).

Спиннинг Kola 2.1 (10-40гр) полностью выполнил свое предназначение, позволил мне приоткрыть завесу в мир джерк-спиннинга, но в качестве резюме хочу сказать, что этот спиннинг абсолютно не предназначен для ловли тяжелыми джерками. В подтверждение тому на очередной рыбалке очередной силовой заброс обломил кончик спиннинга (не выдержал безжалостно перегруза от большого Bustera), но, тем не менее, позволил работать с приманкой до конца рыбалки. Резюме - несмотря на свою дубовость и колообразность спиннинг абсолютно не предназначен для использования с тяжелыми джерками (хотя лайтовый комплект вполне приемлем). По спиннингу для джеркинга тоже решил не мудрствовать, а приобрести «палку под мульт».

К своим первым ошибкам я бы отнес и неудачные эксперименты с поводками – они предательски расплетались и вытаскивались причем в самый ненужный момент (в конце лета даже пришлось поплавать за джерками). А уж после того, как на очередной рыбалке в сентябре «засадил» большой Buster в кувшинках под самым берегом и после проведения ряда рывков и потяжек он (джерк) остался висеть на расстоянии спиннинга (при глубине реки в этом месте в 2м), мое мнение о поводках сразу же сформировалось (то, что многие настоятельно советуют: прочность, прочность и еще раз прочность, для меня мгновенно стало аксиомой). Проблема с расплетанием решилась просто - использование поводка из стальной проволоки, сняло головную боль. Стоит оговориться, что опытные джерковики советуют использовать для каждого типа приманок свой вид поводка,  но мне, как начинающему, наверное до этого еще придется дойти своими ногами, прочувствовать своими руками и докумекать своей головой, так уж мы - Хомо Сапиенс устроены, учимся исключительно на своих ошибках, хотя и прислушиваемся к советам бывалых рыбаков.

Следующей моей ошибкой оказались застежки. Использовал Duo-Lock (Kosadaka, 15кг) нареканий ноль, но после того, как вытащил бревно (килограмм эдак за 15) не проверил застежку, автоматически произвел очередной заброс, а когда проводка уже почти была завершена мой первый Buster Original (75гр.) на очередном рывке красиво так ушел в свободное плавание в сентябрьских водах моей любимой щучьей реки Терсы, что и поставило большую жирную точку в вопросе с застежками. Вывод такой, либо проверять каждый раз после большой нагрузки застежку, либо ставить надежный Cross-Lock (желательно Owner) который намного прочнее Duo (ИМХО).

Так, за несколько рыбалок я не только оказался подвержен новой для себя спиннинговой болезни джерк-спиннинг, но и получил массу положительных эмоций от этого вида спиннинговой ловли. Попробуйте, думаю каждый, кто любит, ловит щуку на спиннинг, сможет найти для себя в этом что-то своё (даже не беря во внимание вероятность поимки настоящих трофеев).

Должен сказать, что джерк-спиннинг захватывает после первых же кульбитов приманки в водной стихии, а когда за одну проводку джерка ты видишь по 3-4 выхода щуки (где до этого на воблеры был полный ноль), то это невольно заставляет задуматься о высокой эффективности данного вида спиннинговой ловли (ИМХО).

P.S. Экспериментируйте, потому что именно в результате экспериментов каждый из нас находит для себя свой путь в спиннинге и свой подход к приманкам.