автор : Влад (maxovic) личный форум | личная страница

Лещ знакомый и не очень. Немного о густере.

Донка / Фидер / Пикер: все заметки, заметки автора.

Лещ знакомый и не очень.

Какой рыбак не мечтает вдоволь половить леща? Да никакой! Лично я не могу похвастать тем, что обловился лещом до кадыка. Но кой-какой опыт по этой рыбе у меня все же имеется и есть чем поделиться. Лещевые пристрастия во многом схожи с карасевыми. У них есть общие любимые компоненты прикормок, насадки, места кормежки, похожие поклевки, некоторые повадки и т.п. Но все же рыбы они разные и лов леща тема отдельная, хотя они и попадаются друг у друга «приловом» на одной закормленной точке и на те же насадки. К примеру, как-то на КиМе* в районе Икши я ловил леща на характерной для него акватории. Из снастей у меня имелись с собой фидер и 7м "мах". Каково же было мое удивление, когда вместо ожидаемого леща начал брать мерный карась. Попался даже подъязок и приличная густера. И так всю рыбалку на бутерброд мотыля с опарышем(самой рабочей насадкой для леща в той местности) ловился карась, а леща так и не поймал. А в другой раз и в другом месте, но все на том же КиМе*, применяя в составе прикормки Сабанеев-карась, неплохо половил леща, но не «взял» ни одного карася. Или еще пример. На одном карьере в Прибалтике ловил у берега карася с глубины до 2м и «приловом» взял 2-х лещей на те же насадки и на той же прикормке, что и карасей.

Про эту замечательную рыбу написано немало. Хочу, лишь, немного добавить из собственного опыта, тем более, что лещ в разных местах и живет по разному. На КиМе*, например, вопреки общепринятому убеждению, что лещ берет только лежащую на дне приманку, я ловил леща при проводках над дном в самой близости от грунта(с касаниями). Причем как на бутерброд так и на "прищепку" и на "болтушку" со "снетками"(перемолотые в кофемолке сухие дафнии, добавленные в манку до замешивания). Дополнительным подтверждением служит фидерная ловля - насадка на длинном поводке не лежит на дне, а играет на течении и лещ её берёт. Я так ловил. Что касаемо места ловли, то и на фидер и у берега лещ ловился с одинаковым успехом, но у берега рыба попадалась крупнее. Это сразу за травой над береговой бровкой, где глубины в основном по всему каналу одинаковые - 2-2.5м. Основная техника - проводка с придержкой. Когда течение сходило на нет - со дна, чуть увеличив спуск. В сезон навигации на канале из за работы шлюзов течение бывает настолько стремительным, что сносит фидерные кормушки, снаряжённые весом в 100гр. Поэтому на канале я использую не традиционные фидерные кормушки, а переделанные под глухой прицеп скользящие для обычных донок. При переносе течением(когда шлюзы сбрасывают воду) из такой кормушки не вымывается прикормка да и летит она лучше за счет формы. Несколько раз лещ брал не с самого заброса, а после переноса снасти течением. Короче, ловля получается не совсем фидерная, а скорее «ходовая», где перемещаясь, насадка всегда имеет при себе и приваду. Сначала такая ловля не внушала доверия, а потом, когда научился управлять этим «форматом», дела по лещу пошли.

В водоемах без течения хороши места, где после прибрежной травы начинается свал до, примерно, 6м, а после него идет ровный «стол». В стоячей воде лещ, как правило, не кормится на самих свалах. Он предпочитает глубокие ровные участки дна, где обитает дрейссена. Сам моллюск, а так же бокоплав, живущий по соседству, являются излюбленным кормом крупной рыбы. Лещ тут не исключение. Да и на течении  лещ такие места не обходит.
Что касается гастрономических предпочтений леща. Опять же, однозначно сказать нельзя какую насадку использовать при его ловле. Могу, лишь, перечислить те, на которые сам ловил: червь - подлистник, бутерброд мотыля с опарышем, хлебная прищепка( пшеничн.), болтушка с кормом для аквариумных рыбок или со «снетками». Прикормки, кстати, на различных водоемах требуются тоже разные. На вышеупомянутом карьере лещ подходил на очень нехитрый состав: геркулес, пшеничная сечка, семечки и глина со дна. На КиМе* работал совсем другой состав: Сабанеев - лещ(иногда Сабанеев - карась), геркулес, недоваренная пшёнка, такая же перловка, сухари. Только два компонента у них общие - это добавление насадок, которые применялись на тех рыбалках и геркулес. Так же известно, что лещ хорошо реагирует на гороховое пюре в составах, да и на сам горох неплохо ловится.
Теперь о времени ловли. Практика показывает, что если ветра нет, то лучше ловить на "утрянке"*, а если дует ветер характерного для данного водоема направления, то клев начинается после обеда и особенно на "вечёрке"**.                     * канал им. Москвы            ** зори

Немного о густере.

Клев густеры начинается сразу после нереста, который происходит во второй половине мая и иногда растягивается на две - три недели. Кормится она на глубоких местах с твердым дном, а так же на бровках. То есть гусреру можно ловить как на донные снасти так и на поплавочную удочку. На участках с заиленным или песчаным дном она появляется только проходом и достаточно редко. Это объясняется тем, что густера предпочитает не рыться в грунте, а добывать пропитание с поверхности. У этой рыбы отлично развиты глоточные зубы и львиную долю ее рациона составляет дрейссена и другие моллюски с раковиной. Однако, густера не «проходит» и мимо различных личинок, червей и ракообразных, а потому с прогревом воды ее можно найти на тихих мелководьях, где на камнях и водорослях начинает развиваться вся эта живность. Так что, ловить эту интересную рыбу можно на границе растительности и открытой воды. Правда, следует отметить, что густера не любит чрезмерной освещенности, предпочитая выходить на мель в темное время суток, но если за границей водорослей бровка со свалом на глубину, то ловить ее с успехом можно и днем (лично ловил густеру днем за травой на бровке на КиМе с глубины 2.5 метра в тёплую погоду).
Зачастую густера встречается на участках впадения в основной водоем притоков или в местах, где на дне бьют родники. Это от того, что летом густера весьма требовательна к повышенному содержанию кислорода в воде.
Прикормки для ловли густеры используются те же, что и для ловли леща и даже плотвы, только следует добавлять побольше опарыша - он является основной насадкой для ее ловли. В местах впадения притоков хорошей насадкой служат ручейник и личинка короеда. Важно следить, чтобы насадка всегда была свежая и подвижная. Летом густеру можно ловить так же и на растительные насадки, обычно используемые для ловли "бели".
Используя для ловли донки или фидеры, оснастку следует забрасывать на свал. Насадка при этом может лежать на дне или играть на течении - и то и другое вполне приемлемо. В случае ловли с лодки эффективно опускать прикормку в сетке, прикрепленной к буйку из любого плавучего материала.
Снасти для ловли используются идентичные "лещевым". Густера не любит грубой оснастки, поклевки ее часто бывают похожими на поклевки плотвы по весне - робкими до интеллигентности. Но сопротивляется она весьма бойко, а так же и вероятность поклевки леща при ловле густеры тоже исключать нельзя, поэтому оснастка должна иметь определенный запас прочности.