Регистрация       Нас уже: 220419

автор : Сержио (perficete) личный форум | личная страница

Выщневолоцкие озера

Рыболовные путешествия: все заметки, заметки автора.

Листая местную прессу выискал статью в общем-то просто человека увлеченного и покоренного природой нашего родного края.  Надеюсь статья будет интересна фионовским другам рыболовам. Правда оговорюсь, что по прошествию 25 лет с момента её написания ОЧЕНЬ МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, жаль что не в лучшую сторону!!!

Далее привожу текст статьи без каких-либо изменений и редактирования, так что если что не обижайтесь за  орфографические ошибки.

Разнообразна и красива природа нашей вышневолоцкой земли. Боль­шие плошали еловых лесов. А наши бесчисленные озёра, реки, речки, ручьи и ручейки!.. Сколько в них - в каждом и каждой - заложено не­разгаданных тайн природы и притя­гательной силы. Достаточно хотя бы один раз любому из нас побыть на каком-нибудь водоёме: посмотреть, поохотиться, порыбачить - и всё! Ты уже очарован, привязан к нему и трудно преодолеть это влечение. Всю жизнь будет тянуть плёс или водяное пятнышко-озерце, доставив­шее тебе удовольствие от щедрой матери-природы.

Мне приходилось много ходить по вышневолоцким трактовым, про­сёлочным дорогам, потаённым пет­ляющим тропкам - от одной дерев­ни к другой - проходя и задержива­ясь у живых водных источников. Зна­комиться с людьми, которые охотно рассказывали о своём озере, речке, ручейке, с которыми были у каждо­го связаны лучшие воспоминания светлых страниц жизни.

Есть озёра и водохранилища боль­шие, размером в десятки квадратных километров, а есть очень маленькие - в несколько десятков метров. Глу­бокие и мелкие - от двух метров до пятидесяти, с водой тёмно-зелёной или прозрачной, как утренняя роса. Очень много глухих озёр, в которые не впадают и не вытекают речки. Есть озёра-колодцы, где остались только небольшие окна среди кочек и мел­колесья - чахлых сосенок и берёзок. Как, например, по соседству в Перховским озером - озеришко под на­званием «Головец». Или озеришко, затерявшееся в лесу недалеко от де­ревеньки Ненорово, с зеркалом воды всего в десять-двадцать квад­ратных метров, чёрное и очень глу­бокое.

Много существует закрытых и заросших болотной растительностью озёр: Бабкино, Трестино, Ямное, Высокое, Сандиловское, посредине которых плещется большое пятно тёмно-зелёной воды.

У каждого озера, водоёма - своя, отличительная от другого, живность, растительный и животный мир, ок­ружающий его, разное вкусовое ка­чество воды, различное время замер­зания и весеннего вскрытия.

Озеро «Мстино», получившее своё название от реки Мсты, кото­рая и до наших дней проходит как фарватер по дну озера, протяжённостью двадцать шесть километров. Это большая, широкая водная гладь, почти всегда в летнее время спокой­ная и не бурливая. Глубина этого наливного озера невелика, я нигде не находил глубины более шести мет­ров. Озеро изобилует мелководны­ми плёсами, заросшими водяной ра­стительностью, в которых водятся окунь, плотва, а в глубоких проточ­ных ямах хорошо идёт на блесну судак. На озере много необитаемых ос­тровов, где сохраняется природа в первозданном состоянии.

Живописные крутые берега с множеством заливов и заливчиков различной конфигурации, густо и широко от берегов заросшие высо­ким камышом, тростником, рогозом. Тихое, укромное, хорошее место для водоплавающей птицы, для нерестования рыбы.

Кроме озера Мстино, рядом с ним по соседству, вверх по малень­кой речке Руднёвке, втекающей в озеро, в трёх километрах есть искус­ственное водохранилище, так назы­ваемый «Карпов пруд». Площадь зеркала больше трёхсот гектаров. Водоём большой. Пруд ежегодно за­полняется весенними водами, зарыб­ляется мальком зеркального карпа, карасями, пелядью. Рыбёшка, запу­щенная в первых числах мая, в тече­ние всего лета подкармливается от­рубями, подсолнечным и льняным жмыхом, осенью вылавливается и отправляется в живом виде в города Вышний Волочёк, Калинин (Тверь) и другие.

Весной, когда в пруде от тающих снегов накапливается воды больше, чем положено по норме, излишнюю воду начинают через шлюз спускать в речку Руднёвку. Вместе с потоками спускаемой воды в озеро Мстино, скатывается карп, который остался не выловленным с осени прошлого года, а также много дикой рыбы, пе­рекочевавшей по весенним водам из рядом расположенного Ящинского озера. В эту пору узенькую речонку Руднёвку, по которой лихо мчатся весенние воды и быстро разрушают лёд, перегороди в любом удобном для тебя месте, хотя бы оконной занавес­кой или обычной полурваной мешко­виной и - получай рыбы, сколько тебе надо. Это - если у тебя или у твоего соседа совершенно потеряна челове­ческая совесть. Через несколько дней, спад воды прекращается, речка вхо­дит в свои берега, и рыба ловится только на удочку.

Хорошо в летнее время, в ран­нее утро, встречать на берегу речки наступление тёплого ясного солнеч­ного дня. Комарики вокруг тебя не ноют, не жалуются, не кусают. Воз­дух чистый, как родниковая вода. Дышится всей грудью легко. И сами по себе складываются стихотвор­ные строчки:

Над нами ветер шевелит

Черёмуху в цвету.

Камыш тихонько шелестит,

Тревожит тишину!

А мы сидим и всё молчим -

Поклёвок рыбы ждём.

Потом о всём поговорим,

Когда домой придём1.

Поверь мне, друг, здесь у реки.

Где шепчется камыш,

Любую боль своей души

Забудешь, усмиришь!

Здесь у реки, где соловьи

Без умолку поют,

Здесь песни дружбы и любви -

Приют в душе найдут!

Вода бежит куда-то вдаль -

Стремится на простор,

С души долой сойдёт печаль,

Как груз спадает с гор!

Осенью, когда озеро Мстино на­чинает сковываться льдом, а реч­ка Руднёвка ещё продолжает свой летний бег, в речку начинает поче­му-то забираться мелкая рыба - окунь, плотва, забредают лини, кар­пы, выращенные в озере.

Озеро Пудоро - большое зерка­ло воды площадью двенадцать квад­ратных километров. Протяжённость его - чуть побольше десяти кило­метров. Вся чаша этого большого, красивого, глубокого озера располо­жена среди лесов, и только три вы­мирающие деревеньки остаются сто­ять на его берегах: Норфино, Бол­дырево и исконно рыбацкая в про­шлом деревенька Камушки. В доре­волюционную пору и после, в двадцатых-тридцатых годах в деревне Ка­мушки жили профессионалы-рыбо­ловы, снабжавшие город свежей ры­бой.

...Под руководством одного из наиболее опытных и авторитетных рыбаков, так называемого атамана, как только закуёт льдом водоёмы, отправлялись на своих лошадях, со своими снастями -большущим не­водом, сетями, воротушками - на об­лов всех, и маленьких, и больших, озёр Вышневолоцкого уезда.

Рядом с озером Пудоро, на бе­регу которого было расположено село Старое, на расстоянии одного километра от него находилось не­большое, мелкое, заросшее мхом озе-ришко Дивино. Между этими двумя водоёмами была прорыта когда-то узкая канавка. Так вот, каждой вес­ной при разливе, вместе с потоками воды в озеро Дивино направляется бесчисленное количество мелкой и крупной рыбы: щуки, лещи, окуни, плотва.

Выловленная рыба не только была повседневным продуктом пи­тания крестьян, но часть её в сыром и сушёном виде продавалась в городе Вышнем Волочке и служила боль­шим подспорьем в оплате всякого рода налогов и повинностей. Кроме того, в городе на свежую или сушё­ную рыбу можно было выменять соль, чай, сахарин, мыло или какие другие продукты, товары. Особен­но большие уловы, а, значит, и поря­дочные доходы давала поздняя осен­няя пора...

Вода Перховского озера отлича­ется своей чистотой, прозрачностью. Она вполне пригодна для употреб­ления в сыром виде. Рыба, вылов­ленная на Перховском озере, отли­чается и вкусовыми качествами. По­кушаешь рыбацкой ухи и. как бы ты не был сыт, ещё захочешь!.. О чисто­те воды этого озера можно судить по тому, что в самом озере и вытекаю­щей из озера реки Волчино живёт очень много раков, и при том отли­чаются эти особи своей крупностью, достигая трёхсот граммов.

Как-то, помню, в двадцатые годы, когда я ещё подростком жил с матерью в Чеполшеве, в нашу дерев­ню приезжал какой-то торговец. Ос­танавливался на постой в деревне. Собирал всю деревенскую мелкоту - мальчишек, девчонок, договари­вался о работе и отправлял нас ло­вить на Перховском озере и на реке Волчино раков. Платил по две копей­ки за крупного, а которые были по­меньше - по одной копейке. Который крупный, а который мелкий, загото­витель определял сам. Споров при этом не возникало, мы всегда были согласны, хотя по-нашему некоторые раки из числа мелких могли бы быть крупными. Что стоили эти деньги в то время, не помню. За хороший день мы ему приносили по два-три десят­ка каждый. В эту же оплату за раков мы обязаны были натаскать и прине­сти с болота корзинку сырого моха. Заготовитель раков отправлял в Пет­роград, сдавал их в рестораны. Раки, уложенные в небольшие корзиночки в сырой мох, доходили на место жи­выми, как будто только выловлен­ными.

Про Перховское озеро в народе ходят из поколения в поколение раз­ные легенды. Старики говорят, что когда-то во время нашествия на нашу русскую землю каких-то иноземцев, водная преграда этого озера и реки Волчино задержала врагов и помогла русской рати разгромить их на бе­регах озера и реки. Об этом побои­ще свидетельствуют многочислен­ные земляные холмы-захоронения нехристей по правому берегу от озе­ра и реки Волчино до самой дерев­ни Шихино, где стоит до сих пор, только несколько раз реставриро­ванный, дом какого-то бывшего во­еводы Петрова. Православных во­инов, павших на поле брани - рус­ской рати - хоронили на берегу Пер­ховского озера у местечка, которое называется «Просвет в монастырс­ком подворье». Сейчас на этом взго­рье только смутно просматривают­ся захоронения и отвалившиеся, за­росшие кустарником и травой фундамент когда-то существовавшей церкви.

Описав коротко то, что сохрани­лось в памяти об озере и его окрест­ностях, нельзя не вспомнить и не ска­зать несколько слов о родном озере, по соседству расположенном с Перховским. Это маленькое Чеполшевское озеро - озеро моей родной де­ревни, где я родился, рос, учился ра­зуму, познавал крестьянский тяжё­лый труд в единоличном хозяйстве, без отца, с многодетной своей мате­рью.

Чеполшевское озеро ничем для других людей не примечательное. В наше озеро, протянувшееся на три километра в длину и полтора кило­метра в ширину, нет ни одной в него впадающей реки. А есть ручьи, пи­тающие его, главным образом, в ве­сеннее время.

Хиловский ручей, называемый для приличия речкой, в летнее вре­мя совсем перестаёт течь, и потому получил такое название - хилого, болезненного, ненастоящего, лени­вого...

Ручей Студенец, не замерзаю­щий в самые суровые зимние мо­розы, всегда, во всякое время, пол­новодный. Ручей с хрустально чи­стой водой, даже в летнее время с обжигающей холодной водой, исто­чающей изморозь. Озёрный элик­сир, прекрасное местообитание ру­чейников.

Еще один, не менее интересный ручей, называемый Белой речкой, самобранная водяная скатерть с про­зрачной чистой водой, текущая по каменному ложу из озера Беленько­го - щучьего озера.

Промежуток между озёр, соеди­няющих их Белой речкой, две, три сотни метров, а постоянная ширина, не считая весенних разливов, в сред­нем течении до тридцати метров. В летнее время в речке воду можно черпать обыкновенной литровой кружкой или ладонями. Вода всегда свежая, холодная приятная, чистая. Вода, как бы протекая, шевелится между мелкой галькой и камушками, создавая иллюзию самотканого се­ребристого большого ковра, играю­щего в солнечный день всеми цвета­ми радуги. Старики Беленькую реч­ку называют щучьей баней. Говорят, после нереста щуки подходят к реч­ке из озера и долго полощут сами себя, как бы очищаясь от всякой скверны.

Всю прибывающую в чашу Чеполшевского озера воду, напоённую или освеженную кислородом, озеро оставляет себе, а свою застойную воду сбрасывает в речку Бродиха, впадающую в Богатковское озеришко. Из самого названия этой речки видно, что это за водная артерия. В самое многоводное время, даже вес­ною при разливе, Бродиху легко можно преодолеть в брод, засучив до колен брюки.

Речка Бродиха служила и служит по настоящее время регулятором постоянного уровня озера. Без Бродихи, её работы во время сильных летних дождей, весеннего половодья, была бы затоплена большая, кочко­ватая низменность с болотной дре­весной растительностью - так назы­ваемая Апариха - излюбленное мес­то гнездования серых журавлей, еже­годно посещающих это укромное, ти­хое болото и выводящих здесь своё потомство.

Чеполшевское озеро глубоковод­ное. Есть места, как большие ямы, где глубина достигает до двадцати, тридцати метров. Озеро богато раз­нообразной рыбой. Ловятся хорошо окунь, щука, плотва, лещи. Каждый год в нашу деревню в зимнее время ледостава приезжали осташи и мест­ная уездная артель рыбаков из де­ревни Камушки.

В озёрах, которые я знал, с кото­рыми приходилось встречаться, ни в одном из них не видел ужей, а вот в нашем озере Чеполшевском этих не совсем приятных представителей жи­вотного мира было прямо надо ска­зать превеликое множество.

О наших вышневолоцких озёрах, реках, речках, о ручейках, роднико­вых ключах и бывших озёрах-боло­тах, об их неповторимой красоте, о жизни на глубине, на поверхности, на берегах, об их хозяйственной значи­мости и ценности, без которых не мог бы существовать человек, можно го­ворить, писать и сочинять много.

Наша жизнь коротка и познания наши о природе ещё довольно ску­пы. С глубоким уважением и хозяйс­кой рачительностью нужно отно­ситься к природе, дающей нам рабо­ту, отдых, любовь и жизнь.